CqQRcNeHAv

А.А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»

Блок Стихи о Прекрасной Даме

 

Ну что ж, пришло время поговорить о лирике. И приступаю я к ней очень трепетно, и мне страшно. Почему? Да потому, что стихи большинство из вас не очень любят и, соответственно, не читают. И просится классическое «а зря», но так я не напишу, потому что понимаю, почему это происходит. Стихи должны «зацепить», что-то поднять в душе. Вспомните, как вы реагируете на песни, на стихи, изредка-нечасто встречающиеся в играх?

Творчество великих поэтов – это тоже для души, и, вообще говоря, лирика – это всегда о себе, своих переживаниях (в нашем случае – лирического героя). Когда эмоции и переживания лирического героя совпадают с нашими, тогда и чудо открытия, «зацепления» случается.

Побольше вам таких открытий хороших стихов.

Ну а сегодня мы поговорим об одном из самых лучших русских поэтов, Александре Блоке.

Кто вы, Александр Александрович?

Знакомясь с лирическими произведениями, помните, что стихи рассказывают о эмоциях, чувствах, состоянии автора, поэтому мы должны что-нибудь об авторе узнать, это во-первых, во-вторых, понимать, что в стихах нельзя ТОЧНО и максимально КОНКРЕТНО сформулировать идею, сказать, о чем они. Это может быть несколько мыслей, или чувство, или эмоции.

Итак, А.А. Блок – русский поэт-символист.

Символизм – одно из течений Серебряного века, короткого, но чрезвычайно плодотворного периода начала ХХ века. Конечно, о символизме и символистах надо говорить отдельно, но без некоторых их мыслей их мы не обойдемся.

Итак, поэт-символист считал, что главное в стихах – это музыка. Причем не музыка в прямом смысле слова, не ритмически организованные звуки, а нечто, составляющее первооснову творчества. Во втором смысле – это музыкальная ткань самого стиха, ассоциации, сопоставления, грани смыслов, которые рождаются у читателя во время чтения. Поэтому поэт, по мнению символистов, никому ничего не должен объяснять, читатель должен подниматься до него, пытаться вместе с поэтом понять те смыслы, которые закладывает автор в свое произведение.

Основное понятие в их поэзии – символ, это соединение материального объекта и идеалистического содержания. Например, Блок пишет в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла…». Как вы понимаете, это про уход возлюбленной. Она совсем не обязательно надела синий плащ – это символ ухода, более того, «отъединения» от всего мира.

Еще о Блоке нам надо знать следующее. Его творчество не делится традиционно на темы. Поэт разделил все свои стихи на три тома (загляните в книгу!), а тома – на циклы. Логика деления – это движение человека по жизни и по миру. Совсем молодой человек (ранние стихи) живет одним, узнает что-то, открывает что-то, разочаровывается, переходит на другой этап, и так дальше. К чему он придет? Что сохранит? Взаимоотношения человека с миром- это главная тема блоковской трилогии. И когда мы перейдем к стихам, то учитывайте именно это движение, чтобы понять поэта.

А.А.Блок и Л.Д.МенделееваИ последнее, что нам нужно знать. А. Блок был последователем философии Владимира Соловьева. Этот философ считал, что в мире существует Душа, Вечная Женственность – проявление Бога. Она «растворена» среди земного, а дело поэта – ее увидеть и «вочеловечить»  в образах.

«Стихи и Прекрасной Даме»

«Стихи о Прекрасной Даме» (обратите внимание, все слова – с БОЛЬШОЙ БУКВЫ!) – ранние в творчестве поэта. Они посвящены его будущей жене – Любови Дмитриевне Менделеевой. Он сам всегда говорил, что эти произведения были и остаются его любимыми на протяжении всей жизни.

Герои цикла

В лирике это традиционно Он, Она и окружающий мир. Чтобы понять (заметьте, понять, а не проанализировать), зададим вопросы, на которые нам нужно ответить.

  • Каким видится (представляется) нам герой, а какой – героиня?
  • Каковы их взаимоотношения с окружающим миром?
  • Что думает герой об этом чувстве, как ощущает его?

Возьмем из раннего «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую Тебя…», более поздние: знаменитую «Незнакомку» и «В ресторане…».

«Вхожу я в темные храмы…»

Прочитаем стихотворение вместе и зададим  себе некоторые вопросы (кстати, очень верный способ глубоко понять смыслы, заложенные автором).

«Вхожу я в темные храмы…» Почему храмы? Он же не может входить в несколько сразу? «Совершаю бедный обряд» — почему обряд бедный? «Там жду я Прекрасной Дамы // в мерцании красных лампад» Кто такая Прекрасная Дама? Почему ее имя написано с большой буквы?

Вот уже мы можем себе представить, каков герой. Итак, он – человек, служащий Божеству (свершает обряд). Почему он «бедный»? Рыцарю не нужен блеск золота и пышность ритуала, ему достаточно служить Ей. Она – Прекрасная Дама. Вот если бы мы ничего не знали о философии Соловьева, то уже, наверное, могли бы представить, что для лирического героя она – это просто недосягаемая Богиня. Во второй строфе есть странные слова: «…только образ, лишь сон о ней». Как это понять? Он не знает, какой она будет? Но нет, в третей строфе – «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены…», другими словами, герой влюблен в Богиню, он не видит ее, не слышит, но знает, что она есть, и лирический герой переполнен предчувствием и не замечает никого вокруг, да и мира тоже. Вот поэтому «храмы» — это мир идеальный, не существующий для героя. Он и пребывает в «сказках и снах», испытывая сильнейшее эмоциональное напряжение.

Л.Д.Менделеева - Прекрасная Дама А.БлокаИтак, герой – монах, рыцарь, служитель, посвященный. Она – Богиня, Царица, Душа Мира, воплощение Бога на земле.

Окружающий ее мир – храм, а не приземленная реальность.

В другом стихотворении «Предчувствую Тебя» те же мотивы (повторяющаяся мысль, образ, эмоция) – мотив ожидания, герой вновь ждет, тоскует, любит. Про героиню опять с большой буквы, опять он верит, но… Будто тревожащая деталь, знак, чуждый цвет (а богиня всегда в алом, белом или золотом) – горизонт в огне! Это еще не символ, пока только знак чего-то страшного, и герой боится обмана, а вдруг она окажется не той? Но вот будто усилием воли вновь возвращается к прежнему состоянию поклонения.

Герой, любовь и реальный мир

Более позднее – «Незнакомка» непохоже на ранние стихи и прежде всего по, если можно так выразиться, «соотношению» частей: реальный мир вторгся в жизнь поэта, жестоко нарушил идиллию бедного монаха и растоптал идеал. Но убил ли?

«Незнакомка» разделена на две части. Я всегда поражаюсь какой-то особенной жесткости, непоэтичности первой части «Незнакомки». «Пьяницы с глазами кроликов», «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки», «вечерний воздух дик и глух», «бессмысленно кривится диск» (это о луне – как же надо разочароваться и разувериться в жизни, чтобы так написать?). Это пространство 2D. И поэт сидит в ресторане среди таких людей.

Но вдруг!.. «И медленно пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна…» Красиво, правда?

У нее траурные перья на шляпе, ее цвет – синий, она на дальнем берегу. Кто же это? Неужели она, Прекрасная Дама? Да, это она. Но все же она не такая, как виделось юному рыцарю, возможно, мир изменил ее? Так почему же она – Прекрасная Дама? Да потому, что мир ее трехмерный, в отличие от пошлого окружающего мира,  потому что она не сближается с вульгарностью, которая ее окружает, она другая.

В более позднем стихотворении «В ресторане» опять встречаем героя среди пошлости: цыганка «визжит о любви», герой, рисуясь, посылает героине черную розу в бокале золотого аи (сорт крымского шампанского, если кто не знает), героиня надменна и резка… Ничего не осталось от Прекрасной Дамы? Но прочтите строки: «Но была ты со мной все презрение юным, чуть заметным  дрожаньем руки», «рванулась испуганной птицей», «прошла, словно сон мой, легка…» — разве это не она, не Прекрасная Дама? Она изменила облик, живет в другом мире – но она есть! И значит, можно жить дальше.

Таким образом, любовь у Блока – это служение идеалу, а женщина – божество, не имеющее ничего общего с реальным миром. Так он считал в начале своего пути. Потом мир вторгся в тихую обитель монаха, разрушил храмы, погасил лампады, но идеал остался. Он связан с женщиной, любовью, богом.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика