CqQRcNeHAv

Ах, Александр Андреич Чацкий! … (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

ЛюбимоеГрибоедов А.С произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык – все это о «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Александр Сергеевич сам по себе был выдающейся личностью с трагической судьбой (прочитайте о нем, он того заслуживает) и вошел в русскую литературу как автор одного великого произведения. «Горе от ума» написано в 1824 году, но на сцене появилось значительно позже, вначале было поставлено офицерами одного полка, любителями театра, уже после ужасной гибели автора, а в настоящем театре – и того позже. О чем комедия «Горе от ума»? В богатом московском доме живет Павел Афанасьевич Фамусов и его дочь Софья, его секретарь Молчалин, горничная Лиза. Софья влюблена в Молчалина и скрывает это от отца. Тот вроде бы отвечает ей взаимностью. После долгого отсутствия возвращается Александр Андреевич Чацкий, воспитанный в том же доме. Он влюблен в Софью, рад встрече с Фамусовым и хочет просить руки возлюбленной, но папенька на сей счет имеет другое мнение: на примете «и золотой мешок, и метит в генералы» — Сергей Сергеевич Скалозуб. Чацкий удручен, удивлен холодным приемом, оказанным Софьей, вступает в спор с Фамусовым. Спор, казалось бы, ни о чем, но для Чацкого и Фамусова это возможность высказать свои позиции, к сожалению, непримиримые. В разговоре с Лизой Софья выказывает свою неудовлетворенность Чацким. Молчалин тем временем собирается ехать верхом, но он плохой ездок и падает с коня. Софья живо сочувствует ему, и Чацкий начинает понимать, что не он герой ее романа. В доме Фамусова собирается общество на вечер. Приезжают Хлестова, Горичи, Тугоуховские, здесь Зарецкий, Хрюмины. Перед нами проходит целый ряд героев, принятых в доме Фамусова. В какой-то момент Софья, разозленная поведением Чацкого, пускает слух о его сумасшествии, который с охотой поддерживают все, ведь так проще объяснить поведение Александра Андреевича. Чацкий собирается уезжать и в прихожей встречает Репетилова – своего знакомого, который бросается ему на шею и тут же выкладывает кучу новостей, но Чацкого они не интересуют. Он становится свидетелем флирта Молчалина и Лизы, как и Софья, которая получает удар в самое сердце. Появляется Фамусов, застает недвусмысленную сцену, он в гневе, а Чацкий навсегда покидает Москву. Горе от ума краткое содержание Проблематика комедии Название комедии говорит о главной проблеме – проблеме ума и умного человека. Кто умен – Чацкий или Фамусов? Раскрывается она в спорах этих героев, в отношениях «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» и «век минувший» Так говорит Чацкий о Фамусове и его обществе. Я всегда удивляюсь, как ученики легко «клеймят» старые порядки. Но позвольте спросить, что, философия фамусовского общества исчезла сегодня? Исчез карьеризм, беспринципность, «служение» лицам, а не делу? Перестали процветать Молчалины, чьим талантам – умеренности и аккуратности, а еще отвратительному угодничеству – ужасался Грибоедов? Потому термины весьма условные. Так говорит главный герой, когда вступает в борьбу с Фамусовым. Спор поколений касается некоторых очень важных и тогда, и сейчас вопросов.

    • Вопрос службы и гражданской позиции. Фамусов считает, что служба – это способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. У него есть ориентиры: Кузьма Петрович («почтенный камергер с ключом, и сыну ключ сумел доставить») и Максим Петрович, достигший высокого чина клоунадой перед императрицей. Но для Фамусова неважно, что чин достигнут унижением очень немолодого человека, главное – достигнут. Чацкий этого принять не может, он хочет служить «делу, а не лицам», а Максима Петровича презирает, а не восхищается им («Служить бы рад, прислуживаться тошно»).

 

  • Вопрос образования. Фамусов и его компания считают, что надо «книги сохранить так, для больших оказий», а Чацкий – сторонник наук, «высоких и прекрасных».

 

 

  • Вопрос влияния иностранцев на русских. Здесь Фамусов, на первый взгляд, сходится с Чацким. И тот, и другой возмущаются чрезмерным влиянием иностранной культуры на русское общество. Только Фамусов видит в этом необходимость для существования в свете, а Чацкий понимает, как нелепо и жалко выглядят люди, восхищаясь ничтожеством, хоть и иностранного происхождения.

 

 

  • Вопрос о русском народе и крепостном праве. Фамусов вообще об этом не думает, считая крепостное право естественным явлением, а крепостных – «недолюдьми». Они существуют, чтобы обеспечивать ему комфортное существование. Чацкий говорит о русском народе так: «… умный добрый наш народ…». Он возмущен тем, как с крепостными обращаются помещики, видит в них прежде всего людей, достойных уважения. Нигде напрямую в комедии Чацкий не призывает к уничтожению крепостного права, скорее, он осуждает безнравственность обращения с крестьянами.

 

 

  • Вопросы семьи, брака, любви. Для Фамусова брак – способ устроиться в жизни, как он это понимает. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. А вот Скалозуб – достойный претендент, хоть «слова умного не вымолвил…сроду». Чацкий считает, что брак и семья – главные ценности в жизни человека, когда человек любит, то весь мир для него сосредоточен в возлюбленном. Что интересно, что Софья считает так же, только герой ее романа такой любви недостоин.

 

 

горе от ума грибоедов А теперь решите, кто умнее? На самом деле, это очень серьезный вопрос. Разве не умен Фамусов? Молчалин, которому еще предстоит стать Фамусовым (он непременно станет)? Секрет комедии, ее гениальность, актуальность в том, что Грибоедов не дает прямого ответа. Чацкий – совсем не победитель, он объявлен сумасшедшим, почти изгнан. Автор может только показать, что есть другие люди, которые действительно достойны уважения, люди, у которых есть принципы и достоинство, и посмеяться над героями, которые таковых не имеют (фамусовское общество). Это идея произведения. Есть ум, который решает только свои узкие проблемы (Фамусов), а есть по-настоящему умные и нравственные люди, такие, как Чацкий. Умный читатель поймет, а вы все, я считаю, умные читатели. Внимание, ЕГЭ! В ЕГЭ по русскому языку, в задании 25 материалы комедии можно использовать как иллюстрацию к проблемам, которые я перечислила выше, помните, главная проблема – проблема ума. Надеюсь, вы поняли, кто же все-таки умнее. Загадки комедии Да, есть и такие. Например, Софья. Она умна? Почему безусловно умному и вызывающему симпатию Чацкому она предпочла убогого Молчалина? Неужели сущности его не видела? Да в том и дело, что не видела! В начале Фамусов говорит: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Она много читает французских любовных романов (а сейчас вы смотрите мелодрамы? Я – да), и просто придумала себе героя, каковым Молчалин не является вовсе. Он же молчит, почтительно слушает, и не поймешь, умен он или нет. А Чацкий разговорчив, язвителен и насмешлив, он – противоположность Молчалина. В XVIII-XIX вв. герой любовного романа был тих, печален, скромен, молчалив, а внешне Алексей Степанович таков и есть. Если говорит о трагедии героев, то уж поверьте, Чацкий оправится, Молчалин – и того быстрее поползет наверх по головам, Фамусов утешится, а Софья будет страдать долго, ее ударило больнее всех предательство, потому что она пережила еще и разочарование в идеалах. Ее стоит пожалеть. Еще одна загадка – образ Репетилова. Зачем Грибоедову в самом конце вводить еще одного героя? И в чем его суть? Вспомните, о чем говорит Репетилов. О том, что образован «секретнейший союз», что «шумим, братец, шумим» и так далее, и так далее. Только он бросается к Чацкому с объятиями (впрочем, как и к Скалозубу), можно подумать, что он его друг. Но так ли это? Чем занят секретнейший союз, о котором тут же первому встречному докладывает Репетилов? Шумят, поют, беседуют ни о чем. Слово есть, а дело? Дела нет. Фамилия героя образована от французского слова, в переводе «болтать, повторять». Ну, на кого похож герой? Да, на Чацкого, только без внутреннего содержания последнего, пустую оболочку, повторяющую первоисточник. Это пародия на героя. Зачем это автору? Я думаю, что Грибоедов, как человек талантливый, ощущал слабость позиции своего героя. Действительно, Чацкий не служит, не учится, ничем не занят. Чуть-чуть сдаст позиции, отступит от принципов – превратится в Репетилова.  Потому Репетилов и появляется в конце, чтобы зритель увидел «обратную сторону» поведения Чацкого. А, может быть, ироничный Грибоедов показал немного «снизил» героя, так как тот оказался «слишком» хорошим? Но это только моя версия. В любом случае, «горе от ума» — одно из самых любимых произведений и до сих пор входит в репертуар лучших театров. Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

 


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика