CqQRcNeHAv

Анализ лирического произведения: первая проба

анализ лирического произведенияКак часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

Первая проба   

с чего начать анализ текстаАнализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

С чего начать?

Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

И.И.Пущину Пушкин«И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

А вот теперь, когда мы определили проблематику   стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг»  вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении  «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает  тепло отношений между друзьями.

Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

анализ стихотворенияВ первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье».  Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга.  Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).  

В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к  лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней».  Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.Пушкин читает

Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика