CqQRcNeHAv

Аргументы «от интернета» в сочинении ЕГЭ по русскому языку: польза или вред?

аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Часть первая, назидательная

Сегодня ввела в строку поиска «Яндекса» «аргумент, проблема памяти, ЕГЭ, русский язык» и увидела стопицот страниц, предлагающих аргументы на любой вкус, цвет, проблему и сочинение. Вот это да! Круто! И думать не надо – списал, радуйся жизни и баллу от Марьи Иванны!

Но! Давайте разберемся, а нужно ли вам это и чем чревато? Потому что чревато без вариантов.

Итак, вам нужно написать сочинение в формате задания № 25. Ради справедливости надо сказать, что проблемы в текстах повторяются, на это и рассчитаны готовые аргументы: проблема памяти, проблема нравственного выбора, проблема отношения к природе и так дальше.

И все же, не надо ориентироваться на готовое. И вот почему.

Во-первых, в разных текстах могут быть освещены разные аспекты проблемы. Так, проблема любви может иметь столько аспектов, что подобрать нужный аргумент будет и по времени, и по смыслу проблематично. Например, в стихотворении «Я вас любил» любовь – благородное чувство, высокое, а в «О, как убийственно мы любим!» Ф.И. Тютчева любовь – чувство прекрасное и ужасное одновременно. Вы уверены, что не ошибетесь?

Для примера приведу реальное сочинение одного моего ученика, который не любит себя утруждать, вы сразу увидите, в чем его ошибка.

Текст В.Белова о памяти как связующем звене между прошлым и будущим (смотрите предыдущую статью)

Проблему ученик определил правильно. Написал сносный комментарий. Потом нашел аргументы, в Интернете, конечно:

Я согласен с автором в том, что память очень важна для человека. Она сохраняет связь между прошлым и будущим.

А. Твардовский писал:

                                           Прошла война, прошла страда,

                                          Но боль взывает к людям.

                                          Давайте, люди, никогда

                                          Об этом не забудем.

Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:

          Завещаю в той жизни

          Вам счастливыми быть

           И родимой отчизне

         С честью дальше служить.

Благодаря им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.

Что получилось? Да просто текст об одной памяти, личной, человеческой, а аргументы – об исторической памяти, да еще и с цитатами, которые выучить наизусть – проблема. Вторая ошибка – товарищ не разобрался, что аргумент-то по сути один! Вот и весь сказ: 0 баллов за второй блок критериев. Даже если бы он просто написал одну фразу о том, что память бывает исторической, и не менее важно помнить не только о предках, но и о тех, кто спас наше будущее, сочинение не выглядело столь топорно.

Во-вторых: вы уверены, что сможете запомнить ВСЕ аргументы? Шпору пронести не получится точно, а на экзамене что думаете делать? Стоит ли тратить драгоценное время на то, чтобы наизусть учить огромное количество аргументов? Может быть, проще научиться писать их самому (смотрите статьи на сайте)? Уверяю вас, это проще, чем складывать в свой и так заполненный мозг непроработанную информацию.

Оно вам надо?

Часть вторая, теоретическая

Давайте посмотрим, в каких произведениях вы можете почерпнуть большое количество аргументов для вашего сочинения.

Конечно, в классике. Почему? Да потому, что классика и отличается от любой другой книжки тем, что там не одна, а десятки проблем, и по каждой есть какое-то решение.

Например, это Достоевский «Преступление и наказание», Толстой «Война и мир», чеховские рассказы и «Вишневый сад», пушкинская лирика и «Евгений Онегин», еще «Отцы и дети», «Обломов», «Тихий Дон», поэзия Александра Блока и так далее.

Для примера возьмем «Войну и мир».

Проблемы:

  • Проблема войны как «самого ужасного дела в мире».
  • Проблема освободительной войны. Тезис: война освободительная – правое дело, она объединяет весь народ в борьбе за Отечество
  • Проблема героизма. Тезис: герой – тот, кто не думает о подвиге как способе получения благ. Герой совершает «обычный подвиг», он движим иными целями: благородством, порядочностью, патриотизмом.
  • Проблема патриотизма. Тезис: патриотизм не в призывах к борьбе за освобождение Отечества и не в фальшивой любви ко всему русскому, а в реальных делах, сплочении народа.
  • Проблема духовных исканий человека. Тезис: человек может в жизни падать на самое дно, может подниматься ввысь, но только не останавливаться, должен развиваться.
  • Проблема семьи. Тезис: семья – не просто живущие рядом люди, семью объединяет чувство любви, ответственности и воспитание детей.
  • Проблема нравственного выбора. Тезис: нравственный выбор человек совершает в моменты, когда испытывает огромное напряжение, когда от него требует решения история. нравственный выбор говорит о внутреннем содержании человека.
  • Проблема роли личности в истории. Тезис: личность не играет никакой роли в истории, а «царь есть раб истории».
  • Проблема народа. Тезис: народ – основная движущая сила исторических событий.
  • Проблема эгоизма и индивидуализма. Тезис: эгоизм и индивидуализм – самые отвратительные качества человека, они мешают человеку реально оценивать все происходящее вокруг него, ведут к заблуждениям и духовной смерти.

И это только часть того, что можно найти в романе!

подборки аргументов для задания 25 (сочинения)

Часть третья: что делать?

  • Возьмите вышеперечисленные произведения и найдите там проблемы.
  • По каждой сформулируйте тезис, как я показала вам выше.
  • Подумайте, на каком материале или образе писатель эту проблему раскрывает.
  • Пропишите сам аргумент. Если пропишете сами – рука и мозг автоматически запомнят!

Пример: проблема любви. Какой должна быть любовь?

Возьмем замечательное «Облако в штанах» Владимира Маяковского.

Тезис: любовь должна быть не только яркой, искренней, но и поднимающей человека над землей, не связанной никакими социальными путами.

Иллюстрация: В поэме «Облако в штанах» В. Маяковского лирический герой после расставания с возлюбленной понимает, что ее и его любовь, такую прекрасную, яркую, огромную, украли. Украло общество, которое диктует свои законы жизни и любви, условности. Герой не приемлет пошлости, известие о будущем замужестве героини вызывает в нем гнев, боль, ярость. Каков герой – такова и его любовь: он испытывает «пожар сердца» и не хочет быть иным. А если общество такое, то «Долой вашу любовь!»

Вот так и работайте. Хотела бы написать: «Интернет вам в помощь», но именно в этом случае все наоборот.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика