CqQRcNeHAv

Духовные искания любимых героев Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»

любимые герои толстогоКаждый писатель «предъявляет» к своим героям определенные требования, оценивает их с позиций своего мировоззрения, своего представления о мире. Что важно в героях для писателя? Каким должен быть человек?

У Льва Николаевича есть любимые и нелюбимые герои. Кто они?

По Толстому, люди в течение жизни проходят путь. Этот путь негладкий, они могут испытывать взлеты и падения, неудачи и успех, а конечная точка – простое человеческое счастье.

Из всех писатель выделяет двух: князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Князь Андрей Болконский

В первый раз князя Андрея мы видим в салоне Анны Павловны Шерер. Это молодой, но уже женатый человек, глубоко не удовлетворенный нынешним своим состоянием. Ему кажется мелким и пошлым все, что его окружает в свете (и правильно!), в отличие от его маленькой княгини. Князь Андрей мечтает о славе, но заслуженной героизмом, подвигом, совершенным во имя человечества. И отправляется на войну в качестве адъютанта Кутузова.

В первый раз князь Андрей задумывается о своей цели на поле Шенграбена. Именно там, видя «скромный» героизм Тушина и Тимохина, он начинает понимать, что руководствуется ложной целью. Но не отказывается от мыслей о славе. На поле Аустерлица, когда Кутузов стремится выйти из бессмысленного сражения с как можно меньшими потерями, он поднимает в атаку солдат со знаменем в руках, падает, сраженный пулей. Красиво. Но кому это нужно?

Очнувшись, увидев бесконечное небо Аустерлица (это символ высоты и вечности) и Наполеона, своего героя, князь Андрей вдруг понимает и бессмысленность своего подвига, ненужность славы, ничтожность Наполеона, рассматривающего убитых с нескрываемым удовольствием.

духовные искания болконскогоОказавшись в глубоком духовном кризисе, князь Андрей пытается жить частной жизнью. Но он из той породы людей, кому тесно в рамках семьи, нужна деятельность, нужен смысл, нужен путь. Но как жить, когда идеалы развенчаны, а цель оказалась ложной? Тонкий психолог Толстой сталкивает Пьера и Андрея на пароме, где между ними происходит разговор (я сама долго не понимала, что в этом разговоре особенного, сцену надо прочитать, прочувствовать, что ли). Разговор о добре, правде, любви (Пьер только что вступил в масоны, и переполнен желанием говорить об этом) кажется Андрею бессмысленным, раздражает, но… Браво, Лев Николаевич! Вот оно в конце главы: Андрей посмотрел на звезды и опять увидел небо Аустерлица. Жизнь продолжается.

Потом Петербург, работа в комитете Сперанского. И опять гениальный писатель тонко дает понять ничтожность «главного реформатора», его никчемность, спесь, снобизм. Это чувствует князь Андрей.

На балу он встречает Наташу Ростову. Интересно, как Толстой описывает мысли Андрея: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, она будет моей женой». Почему интересно? Да потому, что жизнь естественная не допускает планирования и расчёта, а князь Андрей понимает, что жить надо для себя одного. И это не эгоизм, а как раз принцип «роевой» жизни, жизни своими интересами и желаниями, причем сопряженными с жизнью другого человека.

Наташа изменяет Андрею, и вновь жизнь кажется пустой и бессмысленной. Потом в судьбу героя вмешивается Отечественная война. Князь Андрей идет служить, но не в Генеральный штаб, а командиром полка. Для справки: в царской армии по карьерной лестнице двигаться можно было только из Генерального штаба (недаром Друбецкая всеми правдами и неправдами добивается места для Бориса). Болконский подчеркнуто не желает служить при штабе. Перед Бородино вся жизнь прежде кажется ему волшебным фонарем с рисованными картинками, кажется мелкой и мелочной, а вот здесь будет происходить настоящее, то, что роднит князя со всем народом. Но шальное ядро не позволяет Андрею даже вступить в бой.

После ранения, на грани жизни и смерти князь Андрей испытывает ранее неведомые ему чувства: жалость и любовь ко всем, даже к Анатолю Курагину, тоже раненному в бою. Он примиряется с Наташей и уходит с чувством покоя и любви и к друзьям, и к врагам.

Читайте также: «Мысль народная» в романе «Война и мир»

Пьер Безухов

Пьер – герой, особенно дорогой для автора. Именно этот герой отразил поиски истины самого автора во многом, например, он тоже ведет дневник, где анализирует свои поступки и действия.

Пьера мы встречаем тоже в салоне Шерер. Это внебрачный сын екатерининского вельможи Кирилла Безухова, воспитанный в Швейцарии, поэтому незнакомый с укладом великосветского общества. Он прямодушный и наивный, и Шерер боится, как бы чего не вышло. Князь Андрей, напротив, с удовольствием общается с Пьером, видит его естественность и доброту.

Оставшись в Петербурге, Пьер ведет рассеянную жизнь, входит в круг Долохова, куролесит на их сборищах. После смерти отца, оказавшись единственным наследником, вдруг оказывается женатым на Элен Курагиной. Именно оказывается, потому что автор подчеркивает, что Пьер и сам не заметил, как сделал предложение.

Пьер Безухов - любимый герой ТолстогоНачалась отвратительная, бессмысленная, пустая жизнь. Зреющее недовольство пустотой жизни приводит к еще более бессмысленной дуэли «за честь фамилии» с Долоховым, после которой Пьер, чувствуя себя отвратительно, наконец начинает задумываться о собственном существовании, уезжает в Москву, пытаясь преодолеть душевный кризис. После встречи с масоном Баздеевым он вступает в ряды ложи (и опять Толстой мастерски дает понять, что масонство – странная компания, так как Пьер вообще не понимает, что с ним происходит на церемонии посвящения, и уж точно святости момента не чувствует).

Безухов бросается претворять в жизнь заветы масонов и уезжает творить добро в южные свои имения. Но!.. Крестьяне не понимают и не одобряют причуд странного барина. Почему? Опять Пьер старается подчинить естественный ход жизни каким-то своим убеждениям, вмешаться в ход истории.

В Москве, встречая Наташу Ростову после разрыва с Андреем, он понимает, что полюбил ее, не рассчитывая ни на что, просто пожалел и понял несчастную девочку. И это дает силы жить дальше.

Отечественная война 1812 года для Пьера стала новым этапом в жизни. Он снаряжает на свои средства полк, но все же стремиться быть полезным и отправляется на Бородино. И что? Он там чужой, солдатам он мешает выполнять свою работу. Видит смерти солдат и офицеров, ужас войны.

После возвращения в Москву Пьер решает, ни больше ни меньше, убить Наполеона. Мечется по горящей Москве, пока не попадает в плен. Там, на суде Даву, он понимает, что его жизнь ничего не значит, что попытки изменить ход вещей бессмысленны. В плену после встречи с Платоном Каратаевым он постиг очень простую вещь: человек счастлив просто оттого, что он живет и дышит, и для счастья ничего особенного не нужно.

В эпилоге романа Пьер – счастливый человек, он женат и с Наташей создал гармоничную семью. Но в Петербурге он входит в круг людей, которые решили объединиться для того, чтобы нести добро остальным. Николай ему говорит страшную вещь:  « И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду». Опять война? Диалектика жизни.

Итак, как видим, герои Толстого совсем не идеальны. Но почему же тогда автор их любит? Да потому, что они живут по законам простоты, добра и правды, а если от них отступают, то впадают в душевный кризис, но они способны искать и изменяться, жить народной жизнью.

Напротив, нелюбимые герои не способны именно на изменения, они статичны. Это Курагины, Элен, Друбецкие, Берги. Не очень любит Толстой «недумающего рыцаря» Николая Ростова, лишь симпатизирует ему.

Читайте также подробный анализ романа «Война и мир»

 Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика