CqQRcNeHAv

ЕГЭ по литературе: изучаем теорию. Часть 1.

теория литературы на ЕГЭЕсли вы решили поступать в вуз, где в качестве вступительного испытания нужны результаты экзамена по литературе, стоит основательно подготовиться. Единый государственный экзамен по этому предмету по праву считается одним из самых сложных.

Структура экзамена

В соответствии с демонстрационным вариантом ЕГЭ 2015 года он представлен двумя структурными частями, в рамках которых – 17 заданий. Первая часть предполагает анализ эпического, вторая – исследование лирического произведения. При выполнении предполагается наличие как кратких, так и развернутых ответов.

Теория – вот главная основа

Понятно, что без знания литературных произведений и биографий их авторов сдать экзамен невозможно. Однако, перечитывая пройденное в школе, многие не уделяют внимания теоретическим основам. А между тем, эти знания необыкновенно важны. Без них невозможно ответить на вопросы, которые предполагают умение определить литературное направление, род произведения, его жанр, средства формирования художественных образов и раскрытия характера героев.

При анализе лирического стихотворения потребуются знания о литературных направлениях, видах рифм, стихотворных размерах, художественных средствах и приемах, типичных для поэтической речи.

Литературные направления

литературные направления на ЕГЭВ истории литературы можно выделить несколько направлений. Каждое имеет определенные временные рамки, типичных представителей и характерные черты.

1. Классицизм развивается в XVIII — начале XIX столетия. В числе авторов могут быть названы: П. Корнель, Ж.Б. Мольер, Ж. Лафонтен, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков. Основные черты:

  • провозглашение культа разума;
  • простота и логичность изложения;
  • соблюдение правила «трех единств»;
  • каждый герой  — четко положителен или отрицателен;
  • жанры литературы строго делятся на высокие, средние и низкие.

2. Сентиментализм как литературное направление развивается в XVIII — начале XX века.  Его знаменитыми представителями считаются Ж.-Ж. Руссо, Н.М. Карамзин. Главные особенности:

  • преобладание темы смерти;
  • появление психологизма – внимания к внутреннему миру и состоянию человека;
  • природа выступает в качестве фона для переживаний героев;
  • основные жанры: элегия, роман в письмах, психологическая повесть или роман.

3. Романтизм свойственен литературе конца XVIII – начала XIX века. Представители направления: Э.Т.А. Гофман, Д.Г. Байрон, В. Гюго, К.Ф, Рылеев, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов. Характерные проявления:

  • трагичность бытия, потеря смысла жизни;
  • поиски идеального мира, который противостоит миру реальному;
  • одиночество;
  • противоречие чувств и ожиданий героя реальности;
  • провозглашение ценности человеческой личности;
  • наличие особого, исключительного, героя.

4. Реализм – литературное направление XIX – XX века. Представители: В. Теккерей, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Основные признаки:

  • основой художественного изображения становится принцип историзма;
  • авторы стремятся к максимально правдивому изображению действительности, с описанием реальных событий и исторических личностей;
  • формирование характера героев дано в развитии;
  • используется живой разговорный язык.

5. Направлением, которое развивается в последней трети XIX  века, становится натурализм. Его представляли Э. Золя, некоторые черты находим в отдельных произведениях Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыков-Щедрина, Г.И. Успенского. Признаками натурализма являются:

  • максимально точное описание действительности;
  • объективное и беспристрастное изображение реальных условий – быт, физиология психики;
  • утверждение, что нет в литературе недостойных тем и сюжетов.

Отдельно следует упомянуть направления, свойственные, в основном, для поэзии. Это модернизм, в рамках которого выделяют акмеизм, символизм и имажинизм, а также авангардизм, представленный футуризмом. Их черты обобщим в таблице.

 

Направление Представители Признаки
Акмеизм Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова Цель искусства – облагородить человека. Объявление ценности каждого человека и явления. Стремление к ясности и точности художественного слова. Образы – точны, реальны, отчетливы. Стремление изобразить реальную красоту
Символизм А. Рембо, Ш. Бодлер, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережовский, А. Блок, В. Брюсов Главное средство передачи идеи – символ. Ориентация на мистицизм. Обращение к античности. Мифотворчество.
Имажинизм А. Мариенгоф, В. Шершеневич, первоначально – С. Есенин Цель творчества – создание образа, его преобладание над идеей и содержанием.
Футуризм В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский Провозглашение идеи о новом типе искусства, которое должно спасти мир. В основу положен эпатаж, скандал. Меняется язык, средства создания образов, осуществляется поиск новых образов и рифм.

 

Итак, мы перечислили основные признаки литературных направлений, которые дают о них общее представление и позволяют частично сориентироваться в типичных особенностях. Детальное изучение позволит расширить знания и достойно применить их при написании экзаменационной работы.


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика