CqQRcNeHAv

ЕГЭ по литературе: современные авторы

ЕГЭ по литературе вторая  половина 20 века

Как вы уже знаете, в кодификатор ЕГЭ по литературе включен раздел «Современная литература» (а если не знаете, то советую этот кодификатор в демоверсии посмотреть). И как с ним работать, и с чего начинать, и в каком виде этот блок может быть представлен в КИМах – для выпускника тайна, покрытая мраком.

Давайте попробуем разобраться и попытаемся найти рациональный подход.

В каких заданиях может встретиться этот материал?

С более высокой степенью вероятности можно предположить, что это будет задание 17.3. В заданиях 9 и 16 этот материал может быть использован в качестве сопоставительного.

Не помню случая, чтобы этот материал встретился в вариантах, но это совсем не означает, что рано или поздно по этому блоку не появятся темы или их не было раньше.

На мой взгляд, главное, что вы должны показать в сочинениях о современной литературе – во-первых, то, что вы с ней знакомы, а во-вторых, то, что способны глубоко и полно понять писателя. Потому базироваться надо не на одном, а на двух-трех произведениях и подготовиться к такому сочинению заранее. Жанр сочинения – обзор, но об этом чуть позже.

Как они могут формулироваться?

Думаю, что тема задания 17.3 будет сформулирована очень обобщенно, например, так: «Основные темы и проблемы современной прозы (драматургии, поэзии).

Теперь сделаем небольшое отступление. Авторов в списке много, указание «не менее трех по выбору» означает, что вы должны познакомиться с произведениями трех авторов из списка.

Писатели все интересные, талантливые, поднимают важные проблемы  современной жизни. И вы можете выбрать тех, кто вам больше нравится. Если все же знакомства не произошло ранее, то можно дать вам один совет: выбирайте авторов, близких по тематике и проблематике, чтобы в задании 17.3 опираться на материал более широкий.

Например, В. Астафьев и Ч. Айтматов и В. Распутин объединены темой «человек и природа», вот о ней и пишите. Каждый из них подходит к теме со своим взглядом, мерой таланта, что ли, вот и покажите между ними сходства и различия в трактовке этой проблемы.

тема войны в русской литературе 20 века

В. Быков, В. Гроссман, В. Некрасов, В. Кондратьев – авторы, которые в своем творчестве поднимают проблему «человек и война». Тема войны в литературе вообще очень интересна хотя бы потому, что она меняется по мере того, насколько дальше от нас, сегодняшних, эти события. Во времена Великой Отечественной войны в творчестве писателей того периода А. Твардовского, К. Симонова, Л. Леонова  была первой мысль о возмездии врагам, изгнании и уничтожении их, а вот потом, в 60-80-е годы ХХ века, пришло время осмысления поведения человека на войне, сохранения нравственных ценностей среди зла и смерти. Очень сложно и очень интересно.

А. Битов, С. Довлатов, Ю. Трифонов, В. Шукшин (хотя последний писал о деревне, он не «писатель-деревенщик» — это такой термин) писали о современном человеке и его проблемах. Казалось бы, очень широко, но на первый план всегда выходили проблемы нравственного выбора и сохранения человеческого в человеке. Вот здесь действительно писатели очень разные, очень «разнонаправленные», но в творчестве каждого из них есть мысль о непреходящих ценностях человека, мысль о сложности нравственного выбора и ответственности за него.

То же самое можно сказать и о драматургии. И у М. Рощина, и А. Вампилова, и А. Арбузова поднимаются эти темы, выберите одного автора, посмотрите спектакль и проанализируйте его как литературное произведение.

Что касается творчества поэтов, то здесь картина немного иная, так как темы и проблемы, которые поднимаются в творчестве современных поэтов, более разнообразны. Я бы выбрала (но это, как теперь модно говорить, только мое оценочное мнение) В. Высоцкого, Б. Окуджаву и самого любимого мною И. Бродского.

В. Высоцкий – замечательный поэт: с одной стороны, его герои – простые люди, живущие рядом с нами, со своими проблемами, взглядом на жизнь, хитроватым прищуром и истинно народной смекалкой. Высоцкий замечательно умеет посмеяться над их недостатками и привычками, но в этом смехе есть и любовь к ним. Второй «пласт» его творчества – стихи и песни, посвященные военной тематике. Главное здесь – героизация подвига, воспевание людей сильных и смелых, отстаивание настоящих человеческих ценностей: дружбы, любви, верности и чести. Это лирический герой – романтик, верный своей звезде, кстати, из этого же ряда Виктор Цой.

Булат Окуджава – поэт «негромкий», пришедший из бардовской песни. Воевал, и война не прошла мимо его творчества. Но главное в его песнях любовь как основополагающая составляющая мира, жизни, бытия. «Надежды маленький оркестрик под управлением любви» звучит почти в каждой песне, заглушая звуки ненависти и зла. «Давайте говорить друг другу комплименты» — знаменитая фраза, ставшая эпиграфом ко всему его творчеству.

поэзия Бродского в ЕГЭ по литературе

И, наконец, Иосиф Бродский, последний русский поэт, лауреат Нобелевской премии, изгнанник, половину жизни проживший в Америке, похороненный в Венеции, но все же русский великий поэт. Его стихи, как часто говорят исследователи его творчества, метафизические. Это означает, что он отказывается от изображения переживаний лирического героя, что всегда было сутью лирики, наоборот, взгляд лирического героя ищет основные закономерности даже не жизни, но бытия. «20 сонетов Марии Стюарт», «Часть речи», «Пилигримы» — это осмысление свободы и любви, небытия и памяти, пути и тупика.

Подытоживая сказанное: выберите авторов и пропишите для себя сочинение в жанре обзора.

Как писать обзор?

Это жанр предполагает не глубокий анализ одного произведения, а изложение главных проблем и идей нескольких произведений одной тематики и проблематики (или разных, но мы себе задачу усложнять не будем).

Во вступлении скажите о культурном контексте и назовите авторов, на творчестве которых будете основываться. Например, о важности проблемы «человек и природа», об осмыслении проблемы «человек на войне» и так далее. Несколько слов об авторах.

В основной части о каждом авторе и его произведении отдельно. Начинайте с проблемы (впрочем, всегда надо начинать с проблемы!). Например, в повести «Сотников» В. Быкова проблема нравственного выбора, проблема героизма, проблема предательства. Затем как ее решает автор: нравственный выбор человека зависит от силы духа и нравственных ценностей. Слабый здоровьем Сотников оказывается сильнее физически сильного и смелого Рыбака именно потому, что главный герой – человек высокого духа.

В заключении можно сказать о значении поднимаемых тем в современной культуре.

Это краткий план. Все, что написано в этой статье – не догма, вы можете выбрать свое произведение и своих авторов, потому что вы, выбравшие литературу в качестве экзамена, конечно, имеете свой взгляд на нее и свое мнение, потому дерзайте, все у вас получится!

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика