CqQRcNeHAv

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве»

Анализ драмы Гроза Островского«Уж сколько раз твердили миру…» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского. Да, «замылили» произведение и учителя, и хрестоматийные русские критики Д. Писарев и Н. Добролюбов. Да и я взглянула на это произведение по-другому совсем недавно. Потому давайте попробуем найти в пьесе все, что приблизит ее к современному читателю, откроет ее немного с другой стороны, хотя и без хрестоматийных выражений (о спасибо, великие!) мы не обойдемся.

О чем пьеса? (Конфликт и сюжет)

В маленьком провинциальном городишке Калинове живет семья купцов Кабановых: мать, сын Тихон, дочь Варвара и жена сына Катерина (обратите внимание на написание имени, очень часто я встречаю в сочинениях ЕКАТЕРИНА, что неправильно, так как нарушает стилистику пьесы). Мать, властная и сильная, совершенно подавила свое семейство и хочет, чтобы все подчинялись правилам Домостроя (XVI век, если кто не знает), свода законов, регулирующих жизнь семьи. Тихон подчиняется матери, но находит отдушину в частых отъездах по делам, где пьянствует без просыпу, Варвара живет по принципу «делай, что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Встречается с приказчиком Кудряшом. Катерине очень тяжело примирить свое желание быть счастливой в семье с пониманием счастья в доме мужа, она хочет любить и быть любимой. Борис, племянник купца Дикого, становится для Катерины отдушиной, она бросается в любовь как в омут. Но терзания совести заставляют ее признаться в грехе и покончить с собой.

Вот такая история, в моем пересказе похожая на мыльную оперу.

Анализ драмы Гроза Островского А.Н.Поводом создания пьесы послужила история, услышанная Островским в поездке по Волге. Молодая купчиха покончила с собой, бросившись в омут. Но! Писатель увидел в этой мелодраматической коллизии намного больше, чем просто жестокий романс, и создал произведение-обвинение.

Конфликтов в пьесе два: между Катериной и «темным царством» и внутренний конфликт в душе главной героини.

Идем дальше.

Стороны конфликта: Материалы к сочинению

Начнем с общества Калинова, которое Н.А. Добролюбов назвал «темным царством».

Проблема: каковы законы «темного царства»? Кто его столпы? Как устроена его жизнь?

Ответим на все вопросы последовательно.

И еще. Обычно в школе (и правильно!) рассматривают Калинов в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Но давайте обратим внимание и на другие вещи.

  1. Пьеса начинается со сцены с Кулигиным и Кудряшом. Первый восхищается красотой Волги и говорит, что уже пятьдесят лет смотрит на нее и наглядеться не может. А Кудряш отвечает: «Ништо», то есть ерунда, блажь. Вот вам и начало конфликта: Кулигин ощущает течение времени, может любоваться красотой природы, а Кудряш ничего этого не видит, он примитивен, хоть и смел, и хитер. Тот же Кулигин говорит: «Бульвар сделали, а не гуляют… В шесть часов вечера по домам сидят, ворота заперты и собаки спущены». Во как! От чего отгородились? Часы не могут починить с тех пор, когда ударила в них молния. Вот и характеристика: отгородились ото всех, замкнулись, время там остановилось. Темные.
  2. Есть в пьесе интересный персонаж – Феклуша. Эта особа — странница, но далеко от Калинова не уходила, так, вокруг да около бродит. Все знания о мире калиновцы черпают от этой дамы. Ну, например, «в одной земле сидит на троне султан Махнут турецкий, в другой – Махнут персидский. И суд они творят по всей земле…». Дикость полная! Но вот калиновцы ее уважают, а она считает город «землей обетованной». Вот потому это «царство» из страшной сказки: ничего с реальностью общего Калинов не имеет.
  3. Кто является столпом общества в Калинове? Двое: Кабаниха и Дикой. Это богатые купцы, одна из них ханжа, считающая, что все должно быть правильно: если муж уезжает, то надо в голос выть, свекровь надо уважать до подобострастия, а если изменила жена – живьем в землю закопать. Но сама таких правил не придерживается, готова полюбезничать с Диким на досуге. Дикой – самодур. Что это такое? Это психологический тип. Он говорит про себя: «Очень я дикий сердцем». Как это понять? Сколько вы можете находиться в состоянии гнева? Минуту? Час? Не больше, я думаю. А он в таком состоянии ВСЕГДА. И жизни от него нет никому. Еще и трус: гусар его обругал, а весь дом потом день по чердакам прятался, Дикой же не мог ответить обидчику, а на семье отыгрался.
  4. И законы в царстве соответствующие: можно обманывать неимущих, наживаться на чужом горе, руки распускать, честно заработанное не отдавать, нельзя любить, учиться, тянуться к знаниям – нельзя жить по-человечески. Законы эти обходят, как могут. Варвара живет по принципу «делай что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Из нее со временем вырастет вторая Кабаниха. Кулигин ушел в себя, замкнулся, живет в своем мире. А Катерина – не может! Не та натура.

Анализ драмы Гроза ОстровскогоИдея: в «темном царстве» остановилась жизнь, атмосфера затхлости поглотила человеческие чувства и желания. Самое страшное, что это быт человека, его повседневность, окружающая его каждый день, час, минуту. Быт становится убийцей.

Для ЕГЭ! Материал о «темном царстве» можно использовать в сочинении по проблеме «человек и быт», «влияние общества на человека». Надо показать, что общество способно изменить человека как в лучшую, так и в худшую сторону («темное царство»). Можно протестовать и сохранить свои принципы, а можно приспособиться, но потерять себя, и тогда человек или сломается, или станет таким же.

Образ Катерины

Проблема: какой она предстает перед нами? Как изображена? В чем ее трагедия?

  1. Катерина рассказывает о своем детстве. Она любила поливать цветы, вышивать золотом по бархату (представьте, какая красота!), вставала рано. Она говорит: «Маменька меня любила, работать не заставляла». Но она не выросла лентяйкой! Напротив, выросшая в любви, она открыта для такой же любви в новой семье. В девичестве любила ходить в церковь, и Бог для нее был не карающей силой, как для калиновцев, а добром, благодатью.
  2. Если применить к героине модное нынче слово «образ» (в смысле вид), то это птица. Она говорит о желании полететь, о том, что в детстве, обидевшись, села в лодку, оттолкнула ее от берега и уплыла. Она натура цельная и решительная.
  3. Удушающая атмосфера убивает Катерину, а она просто хочет жить в соответствии со своими понятиями о любви и семье. Поэтому появляется Борис, не похожий на Тихона, которого она готова была любить, и бросается героиня в любовь как в омут, и это ее протест против страшного быта «темного царства».Анализ драмы Гроза Островского А.Н
  4. Внутренний конфликт героини порожден ее натурой: она не может простить себе грех измены. Она мучается, мечется. Во время страшной грозы признается во всем Тихону. В последней надежде на любовь обращается к Борису, но тот слаб, отказывает ей в помощи… и вот тогда для нее совсем конец – смерть.
  5. Я каждый раз, изучая это произведение с ребятами, объясняю им, молодым и сильным, почему Катерина покончила с собой. Они вместе с Д. Писаревым осуждают ее самоубийство. Но она не могла иначе! Почему? Ее внутренний конфликт, угрызения совести привели к трагическому концу. Главный признак трагедии – внутренний неразрешимый конфликт в душе героя. А Катерина его испытывает. Вот поэтому «Гроза» — это трагедия, и страшно то, что трагедия порождена бытом. Островский и называет свое произведение «драма», снижая градус напряжения, как-то не принято, что ли, что ужас существов
    ания пробрался в самое близкое человеку. Но еще страшнее делается от таких мыслей.
  6. Идею, заложенную в образ, лучше всех сформулировал Н.А. Добролюбов: «Самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых». И это конец «темного царства». Смерть Катерины стала грозой, предвещающей окончание власти самодуров. В этом смысл названия пьесы.

Внимание, ЕГЭ! Образ Катерины – прямая иллюстрация проблемы унижения человека, или проблемы свободы человека. Человек должен быть свободен внутренне, это его естественное право – вот тезис, который надо проиллюстрировать с помощью драмы «Гроза».

Вот такая пьеса, грустная, но заставляющая подумать о своей свободе, любви, жизни. Спасибо, А.Н. Островский!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика