CqQRcNeHAv

Как написать сочинение по художественному тексту в ЕГЭ по русскому языку? (задание 25)

Написание сочинения  — это самый сложный вид работы на ЕГЭ по русскому языку, особенно если для анализа предложен художественный текст. В отличие от публицистического, в таком отрывке вы не найдёте авторских рассуждений или его прямой оценки. Тем не менее, обнаружить проблему и найти авторскую позицию в таком тексте достаточно просто. Давайте посмотрим, как это можно сделать.

написание сочинения по художественному текстуНачнем с формулировки проблемы текста. Напомню, что проблема — это вопрос, на который должен дать ответ сам текст (вернее, его автор). Зачастую в произведениях поднимается несколько проблем. Поэтому важно определить какую из них вы возьмете для рассмотрения.

Позиция автора – ответ на проблему. В сочинении необходимо дать ответ на проблемный вопрос и определить отношение автора к проблеме. В публицистическом тексте все просто, позиция автора и главные проблемы формулируются четко. С художественным текстом работать сложнее, так как часто автор «прячет» проблему.

Попробуем определить проблемы, поднятые писателем и его позицию на примере отрывка из рассказов Качалкова.

«(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.

(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплелся есть остывающий суп.»

Внимательно прочитав предложенный отрывок, вы убедитесь в том, что  в нем, скорее всего, поднимается проблема недопустимости обмана и ответственности за то, что человек когда-то сделал, не только перед людьми, но перед собой и своей совестью. Проблема эта может быть сформулирована по-разному, например, в форме риторического вопроса: правильно ли использовать все средства для достижения своей цели. Важны ли чувства тех, кого обманывают? Герой Качалкова поздно понял, что обман не принес ему счастья, а только разочарование. Проблема может быть сформулирована и в форме поговорки или пословицы, но в нашем тексте это отсутствует. Может быть и цитатой из теста. Так, после дважды повторенного вопроса «Разве ты меня обманул?», зреет вывод о том, что герой скорее всего обманул сам себя.

При написании сочинения очень важно правильно сформулировать проблему. Многие делают ошибку, анализируя данный вариант, и называют проблему самообмана главной. Если говорить о нашем герое, то это не о нем. Самообман это убежденность в том, чего на самом деле нет. Плетенкин же сознательно обманывает девушку для достижения своей цели. Он присваивает сочинение, чтобы участвовать в конкурсе. Чтобы нагляднее показать меркантильность и душевную пустоту героя, надо подобрать подходящие примеры (из жизни, из литературных произведений).

Для анализа нашего текста в качестве примера можно привести описание дуэли Печорина и Грушницкого из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, чтобы доказать мысль о том, что иногда обман может привести к более трагическим последствиям, чем в нашем тексте. Ведь Грушницкий, желая обмануть Печорина, сам пал жертвой своего обмана.

задание 25 по художественному текстуХорошим аргументом будет, и пример из  повести В.Быкова «Сотников». Одна ложь влечет за собой другую и перерастает в предательство. Вначале Рыбаку казалось, что он своей ложью сможет помочь Сотникову, но, в конце концов, все больше запутываясь в своей лжи, он становится участником казни Сотникова.  И ничего нельзя исправить. Так и  Плетенкину, обманувшему Наташу ради своих амбиций, не вернуть назад школьные годы. Хорошо то, что его обман не обернулся трагедией.

Вернемся к тексту. Слова  Натальи: «Разве ты меня обманул?» – вызывают у Плетенкина  «глупую ухмылку», и только вечером, когда  он вновь вспоминает эту нечаянную встречу, они каким-то образом повлияли на Плетенкина, и он «поплелся» есть суп… То есть он начал понимать, что на мелком обмане жизнь не построишь, это не принесет счастья и успеха. Ведь самой большой удачей до сих пор он считал умение взять со случайных попутчиков побольше денег. О чем он и рассказывает жене « повизгивая от радости». А для Наташи этот обман скорее стал уроком. Она, судя по всему, стала успешной.

Не менее важным аспектом в сочинении является формулировка и определение позиции автора. В публицистическом тексте позиция автора читается легко. В художественном тексте обычно она завуалирована и, чтобы ее найти, надо обратить внимание на способы описания героев, учесть какие средства выразительности использует писатель. Для описания отношения автора лучше всего использовать цитаты из текста, поскольку приведение примеров со ссылкой на нумерацию предложений разрушает композицию сочинения.

Формулируя отношение писателя к проблеме обмана в тексте Качалкова, лучше  сказать о том, что автор считает, что герой испытывает муки совести и потерпел нравственное поражение. Это передается при помощи контрастного описания настроения  Плетенкина в начале рассказа и в конце. Используя метафору « душа от радости пела», писатель передает радость героя от мелкого обмана. В конце те же средства выразительности «хмуро», «поплелся», с «отчаянием» передают угнетенное состояние.

Аргументируя собственное отношение к проблеме, постарайтесь не отойти в сторону и не смешивать все проблемы в одну. И конечно, ваше мнение не должно быть повторением авторского отношения. Постарайтесь вспомнить что-то из жизни и сформулируйте свое отношение.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика