CqQRcNeHAv

Как выполнить задание № 6 без тени сомнения?

морфологические нормыВ продолжение предыдущей темы скажу: это задание тоже направлено на то, чтобы вы говорили по-русски правильно и речь ваша стала визитной карточкой образованности. Именно так и никак иначе.

Но! Из подобных заданий это самое, нет, не сложное, а трудозатратное, что ли. Дело в том, что если в задании № 7 можно хоть как-то сократить объемы заучиваемого материала, то здесь так не получится, слишком много и слишком нелогично, и без интуиции не обойдешься… При желании список можно продолжать.

Готовиться к нему советую поближе к экзамену. Процесс следующий: прочитайте нижеследующие соображения и вернитесь к заданию где-нибудь за месяц. Если возьметесь сегодня, половину забудете и все придется начинать сначала. Выучите материал и решайте тесты перед экзаменом в количестве…штук 10-15. Они доступны на многих ресурсах. На 15 тесте уже все пойдет на автомате.

Что делать?

Материал по морфологическим нормам русского языка можно найти где угодно, и в Интернете в том числе. Я свою задачу вижу в следующем: помочь вам оптимизировать (то есть сделать эффективным, но менее трудозатратным) процесс подготовки, потому сначала отсечем лишнее, чтобы не учить все подряд.

Сначала надо понять, какой круг явлений охватывают морфологические нормы. Это все, что связано с образованием и употреблением частей речи. Потому повторите эти самые части речи (знаменательных 6, служебных 2, и ни то ни се – междометия и частицы, но они нас не коснутся).

  Прочитайте, но не тратьте время и усилия на запоминание допустимых двойных вариантов: их в экзамене ТОЧНО НЕ БУДЕТ. ЕГЭ – это не тест, где возможны два ответа.

 Ох уж эти числительные!

Эта часть речи потрясает до глубины души! Никто точно не знает, как ее склонять, но с завидной упорностью ее включают во все возможные тесты.

Мотив для изучения склонения числительных следующий: я их выучил и достиг нирваны, высшей власти, последнего портала, или как там еще?… В общем, ты теперь крут, ведь ты знаешь, как склонять 48 367 без ошибок!

Как учить?

Встаньте в один угол комнаты, задумав пятизначное число. И делая один шаг в любом направлении проговорите выразительно «на шаг», каждый слог числительного.

Пошли?

Им. Сорок восемь тысяч триста семь птиц.

Род. Нет сорокА восьмИ тысяч трЕХсот семИ птиц.

Дат. Дам сорокА восьмИ тысячАМ трЕМстАМ семИ птицам.

Вин. Как именительный.

Твор.  Горжусь сорокА восьмьЮ тысячАМИ треМЯстАМИ семьЮ птицами.

Пред. О сорокА восьМИ тысячАХ трЕХстАХ СЕМи птицах.

Повторите раз десять. Остальные числительные склоняются так же.

Отдельно надо сказать и о порядковых числительных. Чаще всего приводят порядковое числительное в каком-нибудь косвенном падеже, например, в двух тысяча первом году. В этом случае алгоритм таков: если вы увидели, что это порядковое числительное (отвечает на вопрос «который?», «какой?», то склоняться должна только ПОСЛЕДНЯЯ его часть: в две тысячи ПЕРВОМ году.

И еще чуть-чуть о собирательных. Собирательные числительные ДВОЕ, ТРОЕ и т.д. употребляются с существительными мужского и среднего рода и существительными, называющими детенышей животных. ВОЛК и СЕМЕРО КОЗЛЯТ. Но нельзя сказать: СЕМЕРО ВОЛКОВ, так как с существительными женского рода и называющими взрослых особей собирательные числительные не употребляются!

Имя существительное

С существительным связаны ошибки в употреблении рода и окончаний во множественном числе, которых два: -и/ы и а/я.

Варианты окончаний все не упомнить, они пришли к нам из древнерусского языка (склонений там было шесть, или пять, как считают некоторые лингвисты), и учить их —  дело бесперспективное, полагайтесь на удачу и собственную интуицию.

Можно только посоветовать: если слово в единственном числе односложное, вроде торт, порт, шприц, то во множественном числе ТОРТЫ, ШПРИЦЫ, ТЕКСТЫ, ПОРТЫ. Исключение – БОРТА.

Двусложные и трехсложные слова чаще имеют окончание –А: ПРОФЕССОРА, ДИРЕКТОРА, КАТЕРА, ЛАГЕРЯ.

Колебания в роде у существительных в разговорной речи – очень распространенное явление.

Слова ТЮЛЬ и ШАМПУНЬ, по аналогии с существительными 3-го склонения в просторечии (ненормированной русской речи, речи не слишком грамотных людей) употребляются как существительные женского рода, а ВУАЛЬ, МОЗОЛЬ и ГУАШЬ – мужского. На самом деле все наоборот: первые – женского рода, вторые – мужского.

Многострадальный КОФЕ в современных (не всех!) словарях имеет помету «доп.» для среднего рода. Но между нами: если в кафе попросить чернЫЙ кофе, а не чернОЕ кофе, это будет… аристократичнее, что ли. А помета просто допускает употребление, а не декларирует его.

Степени сравнения прилагательных

Ошибки в образовании степеней сравнения очень часто встречаются в тестах. Чтобы с ними справиться, надо знать, что слова в русском языке передают грамматическое и лексическое значение тремя способами: синтетическим (когда и лексическое значение, и грамматическое выражено в одном слове, например, БЕГАЛ – передвигался быстро, в прошлом, это особь мужского пола, один и так далее); аналитическим, например, БУДУ БЕГАТЬ – лексическое значение в инфинитиве, а грамматическое будущего времени – в связке БУДУ, и смешанным, например, Я БЕГУ, где значение единственного числа выражается и местоимением и окончанием глагола.

Так вот, в образовании степеней сравнения возможен или ПЕРВЫЙ, или ВТОРОЙ! Потому, нельзя сказать БОЛЕЕ ЛЕГЧЕ или САМЫЙ ВЫСОЧАЙШИЙ, нужно ЛЕГЧЕ или САМЫЙ ВЫСОКИЙ.

Имеет смысл потратить на заучивание и тренировку время.

Местоимение

Здесь ошибкоопасное место – употребление форм К НЕМУ, С НЕЙ и так далее. Просто запомните, что после предлогов непроизводных (те, что изначально предлогами и были) местоимения приобретают в довесок начальное Н. а вот производные БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО и так дальше букву Н игнорируют!

Второй вариант распространенной ошибки – формы ИХНИЙ, ЕВОННЫЙ. Ну, тут уж совсем очевидна ошибка, и носителями языка в большинстве опознается легко.

Что тест грядущий нам готовит?

Вот, пожалуй, основные ошибки, на которые следует потратить чуть больше времени, чем на все остальные нормы, потому что все равно морфологические нормы нужно знать хотя бы потому, что вы должны говорить по-русски правильно.

Потому будьте внимательны и осторожны, работая с заданием № 6. Не торопитесь, решите сначала, потом вернитесь к нему, может, придет еще какая-нибудь мысль?

В демоверсии правильный ответ – ШЕСТИСТАМИ. А вот почему – решите сами!

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика