CqQRcNeHAv

Какие традиции русской поэзии продолжаются и развиваются в творчестве М.И.Цветаевой? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе]

Традиции в лирике ЦветаевойУдивительной личной наполненностью, глубиной и силой воображения дышит каждое стихотворение этой женщины, Поэта (с большой буквы). Для Марины Цветаевой на протяжении всей жизни было характерным романтическое восприятие целостности жизни и творчества. Она, по ее собственным словам, так и осталась «чистым лириком». Цветаева каждой строчкой своих стихов доказывала искренность поэзии. Однажды она сказала, что не верит стихам, которые льются, а вот рвутся — это да, таким стихам можно верить. В ее стихах бьется живое сердце поэта, это строки о пережитом и выстраданном. Уже в самых первых стихах появилось это качество поэтессы: отождествлять жизнь, творчество и собственную личность. Брюсов сравнивал цветаевские произведения с дневником, который стал доступен читателям…

Но поговорим о традициях, которые продолжаются и развиваются в творчестве Цветаевой. Язык поэзии универсален. Для него характерны традиционные символы первых лет двадцатого столетия. К середине 1910 года Цветаева пишет большие циклы стихов: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой».

В стихах о Москве мощно проявляются русские фольклорные традиции поэзии и вводятся характерные для фольклора приемы. Героиня произведения говорит языком народа:

То не ветер
Гонит меня по городу,
Ох, уж Третий
Вечер я чую ворога.
                                                 («Нежный призрак…»)

В лучших традициях городского фольклора героиня примеряет на себя образы разных горожанок: древней богомолки и боярыни, посадской поселянки. Но во всех случаях она — хозяйка города, любящая его и готовая подарить его каждому, для кого открыто ее сердце. Из-за перевоплощений героини критики определяют поэзию Цветаевой как «ролевую» лирику. Но в этой особенности творчества поэтессы заложено родство с народной культурой.

По словам М.М. Бахтина, “одним из обязательных моментов народно-праздничного веселья было переодевание, то есть обновление одежд и своего социального образа”. Поэтому здесь можно говорить о том, что герои стихов Цветаевой, вживаясь в разные образы, стирая зыбкую грань между человеком и его ролью. Народные фольклорные традиции подтверждает и присутствие характерных атрибутов сказок: злато-серебро, перстни, ворожба и т.д.

«Стихи к Блоку» затрагивают одну их главных тем поэзии Цветаевой: поэта и творчества и их роли в жизни. Цветаева пишет о Блоке не только как о великом современнике, но как об идеале поэта. «Блоковский цикл» создавался на протяжении нескольких лет. Но нет в стихах пустого славословия, это объяснение в любви настоящему поэту, наполненное глубоким интимным чувством, преклонением перед гением:

И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. —
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий—святыя славы—
Вседержитель моей души.
                                                              («Ты проходишь на Запад Солнца…»)
Марина Цветаева из той когорты поэтов, которые отражают в своем творчестве разные слои мировой культуры: русский фольклор, романтические тенденции поэзии. Ее нельзя отнести ни к какому литературному направлению. Ее поэзия является носителем признаков, характерных и для символистов, и футуристов, и акмеистов. Цветаева искусно пользуется приемами ритмических замедлений, ускорений, перебоев. Но это изощренное звуковое построение не является внешним: все подчинено внутреннему трепету и настрою героев ее произведений. Непокорность, бунтарство и романтическое своеволие –звучат в стихах поэтессы.

Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

 


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика