CqQRcNeHAv

Какие традиции русской поэзии продолжаются и развиваются в творчестве М.И.Цветаевой? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе]

Традиции в лирике ЦветаевойУдивительной личной наполненностью, глубиной и силой воображения дышит каждое стихотворение этой женщины, Поэта (с большой буквы). Для Марины Цветаевой на протяжении всей жизни было характерным романтическое восприятие целостности жизни и творчества. Она, по ее собственным словам, так и осталась «чистым лириком». Цветаева каждой строчкой своих стихов доказывала искренность поэзии. Однажды она сказала, что не верит стихам, которые льются, а вот рвутся — это да, таким стихам можно верить. В ее стихах бьется живое сердце поэта, это строки о пережитом и выстраданном. Уже в самых первых стихах появилось это качество поэтессы: отождествлять жизнь, творчество и собственную личность. Брюсов сравнивал цветаевские произведения с дневником, который стал доступен читателям…

Но поговорим о традициях, которые продолжаются и развиваются в творчестве Цветаевой. Язык поэзии универсален. Для него характерны традиционные символы первых лет двадцатого столетия. К середине 1910 года Цветаева пишет большие циклы стихов: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой».

В стихах о Москве мощно проявляются русские фольклорные традиции поэзии и вводятся характерные для фольклора приемы. Героиня произведения говорит языком народа:

То не ветер
Гонит меня по городу,
Ох, уж Третий
Вечер я чую ворога.
                                                 («Нежный призрак…»)

В лучших традициях городского фольклора героиня примеряет на себя образы разных горожанок: древней богомолки и боярыни, посадской поселянки. Но во всех случаях она — хозяйка города, любящая его и готовая подарить его каждому, для кого открыто ее сердце. Из-за перевоплощений героини критики определяют поэзию Цветаевой как «ролевую» лирику. Но в этой особенности творчества поэтессы заложено родство с народной культурой.

По словам М.М. Бахтина, “одним из обязательных моментов народно-праздничного веселья было переодевание, то есть обновление одежд и своего социального образа”. Поэтому здесь можно говорить о том, что герои стихов Цветаевой, вживаясь в разные образы, стирая зыбкую грань между человеком и его ролью. Народные фольклорные традиции подтверждает и присутствие характерных атрибутов сказок: злато-серебро, перстни, ворожба и т.д.

«Стихи к Блоку» затрагивают одну их главных тем поэзии Цветаевой: поэта и творчества и их роли в жизни. Цветаева пишет о Блоке не только как о великом современнике, но как об идеале поэта. «Блоковский цикл» создавался на протяжении нескольких лет. Но нет в стихах пустого славословия, это объяснение в любви настоящему поэту, наполненное глубоким интимным чувством, преклонением перед гением:

И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. —
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий—святыя славы—
Вседержитель моей души.
                                                              («Ты проходишь на Запад Солнца…»)
Марина Цветаева из той когорты поэтов, которые отражают в своем творчестве разные слои мировой культуры: русский фольклор, романтические тенденции поэзии. Ее нельзя отнести ни к какому литературному направлению. Ее поэзия является носителем признаков, характерных и для символистов, и футуристов, и акмеистов. Цветаева искусно пользуется приемами ритмических замедлений, ускорений, перебоев. Но это изощренное звуковое построение не является внешним: все подчинено внутреннему трепету и настрою героев ее произведений. Непокорность, бунтарство и романтическое своеволие –звучат в стихах поэтессы.

Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

 


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика