CqQRcNeHAv

Клише для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку (задание 25) как основа для творчества

клише для сочинения егэ по русскому языкуТак называемое эссе требует от выпускника продемонстрировать не только способность понимать проблематику произведения, связно излагать свои мысли, высказывать аргументированное мнение. Задание предписывает еще и необходимые компоненты этого сочинения.

Подготовку к заданию 25 лучше начать с написания эссе по простейшему плану, по сути навязанному формулировкой задания. А когда это будет уже хорошо получаться, можно попробовать другие, более изысканные варианты композиции.

Итак, что же должен поместить в своей работе выпускник?

  1. Указать проблему. При этом необходимо иметь в виду, что проблема, поднятая в тексте, и проблема героя текста – это вовсе не одно и то же. Например, если у героя проблема – отсутствие денег на проезд в трамвае, вовсе не факт, что текст посвящен проблеме недоступности для населения поездок на общественном транспорте.

Если вы затрудняетесь определить проблему, попробуйте действовать так:

  • Определите тему текста (о чем говорится?.. Это НЕ проблема)
  • Определите основную мысль (в чем нас хочет убедить автор? Это тоже НЕ проблема)
  • На какой вопрос отвечает автор? В чем он видит «нарушение мировой гармонии»? А вот это и есть ПРОБЛЕМА ≠ тема ≠ основная мысль.

Например, тема – избиение скинхедами студента-таджика. Основная мысль: ненависть к людям другой национальности – это дикость. Проблема: почему в стране, победившей фашизм, прижились националистические идеи? Может ли обычный гражданин что-то сделать в этой ситуации? То есть проблема национализма в России и проблема личной ответственности каждого гражданина. Выберите ту, которая больше нравится (или к которой вам легче будет подобрать аргументы).

  1. Прокомментировать проблему. Она может быть актуальной, вечной, серьезной, представляющей опасность и т.п. В тексте она показана так-то и так-то.
  2. Осветить авторскую позицию. Именно авторскую, не надо подменять ее своей или мнением кого-то из героев текста.
  3. Сообщить, согласны ли вы с автором или согласны отчасти. Не согласиться едва ли возможно, обычно мнения авторов текстов на ЕГЭ почти бесспорны.
  4. Привести аргумент из литературного произведения (лучше того, которое вы и в самом деле читали).
  5. Привести аргумент из жизни (или из другого литературного произведения).
  6. Сделать вывод.

Вот пример наипростейшего клише для написания ответа.

Развернутый план пример
1.     Вопрос, включающий в себя формулировку проблемы

Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.

 

 

2.     Без сомнения, можно сказать, что эта проблема актуальна и сейчас. Автор раскрывает ее на примере …

 

 

 

 

3.     Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Невозможно не согласиться с автором текста. Я думаю, что, действительно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на …, а именно на эпизод, в котором рассказывается, как …

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Свою позицию по данному вопросу я основываю и на личном опыте. В моей жизни был такой эпизод. Однажды …

(Мое мнение основывается не только на литературе, но и на рассказе моего друга, с которым однажды случилась такая история.)

8. Таким образом, мне кажется, можно сказать, что …

Так кто же все-таки «царь» — человек или природа? Должны ли мы ждать милостей от природы или взять их силой? Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.

Без сомнения, можно сказать, что проблема эта актуальна и сегодня. Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений человека и растения – дерева. Это растение заменило герою рассказа людей, которым не было до него дела.

Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, что человек не вправе вмешиваться в жизнь природы: она была до нас и будет после. Возмутительная самоуверенность – считать, что мы устроим все в мире лучше, чем оно уже устроено. Природа призвана дать человеку все необходимое: пищу, одежду, топливо, душевный комфорт, красоту.

Невозможно не согласиться с автором. Действительно, я считаю, природа дает нам так много, что требовать от нее еще чего-то – безумие. Мы, люди, часто в своем ослеплении думаем, что устроили бы все в мире лучше, хотим все изменить: заставить реки течь вспять или стремимся «переделать» организм человека. Но ни к чему хорошему эти попытки не приводят.

В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Его герой, профессор Преображенский, стремится улучшить человеческую природу, победить смерть. В результате экспериментов появляется «улучшенный человек» — маргинал Шариков. Так что в результате работа профессора оказалась не только бесполезна, но и опасна.

Свою позицию я основываю и на личном опыте. В моей жизни был эпизод, который убедил меня в том, что природа – не точка приложения наших амбиций, а наша колыбель. ….

 

 

 

 

Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод, что надо относиться к природе бережно, с уважением и заботой. Именно это хочет нам сказать автор своим рассказом.

Приведенные в таблице формулировки, естественно, не являются единственно возможными. К каждому пункту на начальном этапе подготовки к ЕГЭ желательно подобрать несколько вариантов клише.

шаблон для написания сочинения на егэ по русскому языку

  1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

В крайнем случае можно воспользоваться такими клише (в крайнем – потому что лучше все же сформулировать проблему в виде вопроса или рассуждения).

  • В тексте, который я прочитал, автор поднимает проблему…
  • Среди проблем, поднятых автором в данном тексте, наиболее важной (интересной, злободневной, актуальной, животрепещущей, значительной…) мне кажется…
  • В предложенном тексте автор поднимает целый ряд проблем, но мне кажется, что самая важная (интересная…) из них – это…
  • Трудно переоценить важность всех проблем, которые поднимает автор в этом тексте, но мне самой значительной (острой, любопытной…) кажется…
  1. КОММЕНТАРИЙ

Во-первых, это характеристика проблемы, во-вторых – пояснение, как она освещена в тексте.

Первая часть комментария

Нет сомнений, что
Трудно поспорить с тем, что
Едва ли надо доказывать, что
Разумеется,
Никто не будет спорить с тем, что
эта проблема актуальна

важна

неоднозначна

имеет огромное значение

заставляет задуматься каждого

представляет огромную важность

стоит перед каждым из нас

волнует многих

А может быть, «этой проблеме уделяется слишком мало внимания»?

Затем вторая часть комментария.

  • Автор показывает ее (проблему) на примере…
  • В тексте она показана на примере…
  • Автор говорит об этом с горечью, изображая…
  • Мы сразу понимаем это, когда читаем в тексте о том, как…
  1. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
  • Автор выражает свое мнение по этому вопросу вполне ясно…
  • Совершенно очевидно, что авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что…
  • Голос автора звучит с горечью и гневом, когда он говорит о том, что…
  • Автор, конечно, не скрывает своего негативного отношения к…
  • Нетрудно заметить восхищение автора тем, что…
  • Бесспорно, мнение автора по этому вопросу вполне однозначно: …

Разумеется, вместо «автор» везде можно писать фамилию автора текста.

  1. МОЁ МНЕНИЕ
  • Я согласен с автором в том, что…
  • Как можно не согласиться с автором в том, что…
  • Уверен, автор совершенно прав, утверждая, что…
  • Я и сам много думал на эту тему и пришел (почти) к тому же мнению, что и автор текста…
  • Жизнь нередко заставляет нас задуматься об этом. Мне кажется, любой пришел бы к тому же выводу, что и автор
  • Трудно поспорить с автором в этом вопросе
  • Я во многом согласен с автором, хотя…
  • Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой…
  • Мне кажется, автор во многом прав, разве что …
  • Отчасти я согласен с автором…
  • С одной стороны, трудно не согласиться с автором в том, что касается… Но вот с чем бы я поспорил, так это с тем, что…

5,6. ВАРИАНТЫ ВВОДА АРГУМЕНТОВ

  • В качестве аргумента можно привести эпизод из произведения…
  • Я хотел бы сослаться на произведение…
  • Чтобы проиллюстрировать свое мнение, я хотел бы привести в пример эпизод …
  • Свое мнение я основываю на эпизоде из произведения…
  • В своих рассуждениях я основываюсь на …
  • В качестве аргумента я хотел бы обратиться к …
  • В моей жизни тоже был эпизод, которым можно проиллюстрировать мое мнение.
  • Мой жизненный опыт тоже убеждает меня в том, что …
  • А еще мне вспоминается история, рассказанная мне другом. Она, думаю, доказывает мою точку зрения.

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика