CqQRcNeHAv

Комментарий к комментарию

КОММЕНТАРИЙПоговорим еще об одном очень важном критерии оценки задания 25, а именно о К2 – комментарии к тексту. За него можно получить 2 балла. Но получить их, как показывает практика, не так-то просто.

Давайте прежде всего определим, что такое комментарий в сочинении.

Комментарий — это индикатор того, что вы  правильно поняли текст (позиция «согласен – не согласен» – это ваша оценка, но только ПОСЛЕ того, как вы поняли автора!)

Иными словами, в комментарии не нужно описывать ваше мнение по выделенной проблеме, вы его еще успеете высказать,

КАК НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙВ комментарии надо показать, как автор сам раскрывает проблему.  Вы должны понять авторскую оценку того, о чем он пишет.

Существует два типа комментирования: текстуальный и концептуальный.

Текстуальный предполагает «следование» за мыслью автора, но пересказа быть не должно.
Концептуальный – это рассмотрение проблемы в связи с более широкими контекстами: авторской биографией, другими проблемами, временем, традицией и так дальше.

Обратимся к демоверсии и посмотрим, как нужно создавать текстуальный (он проще) и концептуальный комментарий.

Для хорошего комментария нужно ответить на вопросы.

 На какие аспекты проблемы обращает внимание автор?
 На каком материале ее раскрывает?
 Как аргументирует, если аргументация присутствует?
 Как относится к изображаемому?
Для концептуального:
 К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная, вечная, временная, и т.д.)
 Почему эта проблема привлекла автора, как связана с его биографией и творчеством? Актуальна ли она в наши дни?
 Кто еще обращался к этой проблеме, есть ли традиции в литературе и науке, с ней связанные?
 Касается ли эта проблема каждого из нас, часто мы с ней сталкиваемся?
 Как воспринимает читатель рассуждения автора? Волнует нас эта проблема или оставляет равнодушными?

комментарийМожно использовать клише, своеобразные «маркеры», которые укажут на то, что это именно комментарий. например:

Автор задается вопросом…
Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает…
Автор подтверждает, осмысливает, критически оценивает….
Автор приводит пример того, как…
Размышляя над проблемой, автор приводит аргументы (цитирование)

Можно вообще использовать шаблон для комментария:

В этом тексте (отрывке, статье) автор задается вопросом (ПРОБЛЕМА!). Эта проблема в большей или меньшей степени касается нас всех, потому что…. И она актуальна (сегодня, всегда). Рассуждая (описывая, повествуя), автор дает свою оценку происходящему, желая сделать читателя своим единомышленником. Его рассказ о (……) эмоционален, его аргументы (….) убедительны, он прибегает к (художественному повествованию, монологу, красочному описанию, взволнованному диалогу героев, бесстрастному описанию и т.д.) в итоге он приходит к выводу … (Мысль автора такова:…, авторская позиция скорее скрыта, не на виду, но отчетливо понятна…)

Да, по шаблону писать как-то не очень, что ли, дурной тон, но! Усталость, стресс – вы уверены, что у вас будут силы для творчества? Напишете несколько по шаблону – будет легче сделать комментарий «своим». Проверено!
И помните, начинать экзамен надо с сочинения по двум причинам:
1. Пока не устали.
2. Черновик должен «отдохнуть», полежать, чтобы вы увидели ошибки, нескладушки, ляпы – все, что вам ну никак не нужно.
Потому порядок такой: сочинение на черновик, тест на черновик, проверка сочинения и переписывание, проверка теста и окончательное заполнение формы.
Пробуйте, и у вас все получится!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика