CqQRcNeHAv

Критерии оценки, или воображаемая дуэль с Марьей Ивановной

pencil2О первом критерии, оценивающем раскрытие темы вашего итогового сочинения, речь шла в предыдущей статье. Теперь поговорим об остальных.

Назовем эксперта, который будет проверять ваш труд, условно «Марьей Ивановной».

Договариваемся на берегу

Марья Ивановна не будет искать в вашем сочинении что-нибудь сверхоригинальное, или супероткрытия, или новый подход к прочтению произведения, или ваше личное мнение.

Она будет смотреть, насколько глубоко и точно вы ПОНЯЛИ автора и его позицию. Потому не надо писать сочинение на уровне «нра-не нра», или «я категорически не согласен…». Причина: позицию «против» доказать значительно труднее, чем противоположную, и, как правило, это могут сделать полно и глубоко те, кто ОЧЕНЬ хорошо знает произведение. Вы можете сказать это о себе? То-то же…

Итак, первый критерий – раскрытие темы мы разобрали. Осталось четыре.

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий предполагает использование НЕ МЕНЕЕ 1 произведения литературы. Потому не надо брать второе, если вы не уверены, что хорошо знаете ответ на вопросы.

Девиз – «Ничего лишнего!»

Ответив на вопрос, который вы себе задали, опираясь на произведение и показав знание текста, вы получите максимально 2 балла.

оценивание выпускного сочиненияКритерий 3. Композиция

Композиция сочинения – важный критерий. Он означает, что в работе есть строго вступление, основная часть и заключение. Нет повторов или нарушения логики.

Как это сделать?

Написать вступление – самая трудная задача.

Почему?

Есть такое психологическое состояние: боязнь белого листа. Это значит, что сидит бедный выпускник, подперевшись ручкой над чистым листочком, и страдает: чего писать-то? Как начать это чертово сочинение?

Не надо. Есть волшебные фразы, которые эту боязнь снимут. Например, «Проблема любви – одна из самых часто встречающихся…»

Да, не очень. Даже совсем не очень.

Но, скажите, лучше страдать над девственно чистым листом, теряя драгоценные секунды? Вот именно, как только в вашей работе появятся первые слова, сразу мысли потекут – не угонитесь.  Важно только одно: во вступлении должен быть вопрос-проблема, на который вы будете отвечать, а Марья Иванна, проверяя, сразу поймет, ЧТО и КАК вы хотите сказать. Не надо пространностей: одна десятая часть общего текста строго.

Например: «Проблема любви всегда волновала писателей, это вечная тема. С античных времен о любви написано немало, есть среди произведений о любви и трагические, и светлые. В русской классической литературе о любви всегда писали как о силе, которая способна на многое. Как она может повлиять на человека, может ли изменить? Вот главный вопрос, на который отвечают многие писатели, и отвечают по-разному».

И поехали дальше…

Основная часть может быть с абзацами, а может и без. Помните золотое правило: текст с абзацами читается легче, только не надо делать их необдуманно.

Ведь это затруднит чтение, нарушит логику работы. (Я специально разделила искусственно абзац, чтобы вы поняли, что так делать не годится).

И заключение. Строго одна десятая часть! Есть силы на оригинальность, что-нибудь придумайте, но только кажется мне, что сил не останется, потому повторите вывод, скажите что-нибудь о вечности и душе, о войне и мире (зависит от темы) и роли великой русской литературы в раскрытии темы (что, между прочим, правда – роль велика, ведь литература великая!). Выглядит несколько цинично, но что делать?

Критерий 4. Качество речи

Вот здесь никаких советов дать не могу. За короткое время, которое осталось до сочинения, ничего кардинально не изменишь. Старайтесь не строить фразы сложные, но и до примитивности (см. «пересказ текста выше») не скатывайтесь.

Критерий 5. Оригинальность мышления

Вот уж критерий так критерий! Марье Ивановне придется туго, когда она будет решать, оригинально мыслит человек или нет! Не завидую я экспертам, коим являюсь 5 лет. Нельзя посчитать необычность просто по определению, на то она и необычность, что счету не поддается.

В любом случае, гонясь за 1 баллом оригинальности, вы можете потерять остальные, так что не надо о нем думать. Просто отвечайте на поставленный вопрос.

С критериями грамотности познакомьтесь сами на сайте ФИПИ. Там ничего нового нет.

Главное правило: вы должны сделать так, чтобы Марья Ивановна вас поняла. Вопрос – ответ – вывод. Все! Вы победитель.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

 


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика