CqQRcNeHAv

«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

мысль народная война и мирПо словам самого Толстого, «мысль народную» в романе он любил больше всего. Размышления на эту тему стали для писателя самым важным, что он хотел донести до читателя. Что же он имел в виду?

«Мысль народная» в романе не в изображении русского народа как общности и не в обилии массовых сцен, как может показаться неискушенному читателю. Она в точке зрения писателя, системе нравственных оценок, которые он дает и историческим событиям, и своим героям. Не путайте это!

  1. Массовые сцены в романе связаны с изображением батальных сцен 1805 года, сцен Бородинского сражения, обороны и оставления Смоленска, партизанской войны.

В изображении войны 1805 года особое внимание уделено двум сражениям: при Аустерлице и Шенграбене. Цель Толстого – показать ,почему выигрывает или проигрывает армия. Шенграбен – «вынужденное» сражение, 4 тысячи солдат должны прикрыть отход сорокатысячной русской армии. Битву наблюдает порученец Кутузова – князь Андрей Болконский. Он видит, как воины проявляют героизм, но не такой, каким это качество представлялось князю: капитан Тимохин и его отряд умелыми действиями заставляет отступить французов, капитан Тушин, незаметный скромный человек, «делает свою работу», весело и споро, его батарея громит основные позиции французов, поджигает деревню и заставляет отступить,  а они и не подозревают, что являются «обыкновенными героями».

батарея тушина война и мирНапротив, Ацстерлицкое сражение – это «битва трех императоров», с непонятными целями и непонятным планом. Неслучайно на военном совете Кутузов по-стариковски задремал под мерное бормотание австрийского генерала. Кутузов хочет спасти солдат, которые не понимают, за что борются, недаром символичен пейзаж начала битвы: туман, покрывающий поле брани. Автор приходит к выводу: сражение выигрывают не полководцы, сражение выигрывают солдаты, точнее, дух армии, понимание того, что они делают.

То же самое происходит при Бородино: Кутузов почти не участвует в руководстве сражением, в отличие от Наполеона, полагающего, что от воли императора зависит исход. Нет, исход зависит от солдат, собирающихся на последнюю битву, как на праздник, надевающих чистые рубахи. По словам Кутузова, Бородинскую битву не выиграли и не проиграли с точки зрения последствий, но победили русские, подавившие французов силой духа, небывалым единением всех против единого врага.

Так в массовых сценах проявилась «мысль народная».

  1. О единении русского народа свидетельствует и партизанская война, стихийно развернувшаяся во время нашествия. В разных местах под французами помещики и крестьяне брались за вилы и топоры, чтобы изгнать неприятеля с родной земли. «Дубина народной войны» поднялась и «гвоздила… француза до тех пор, пока не погибло само нашествие». Рисуя картины партизанской войны, Толстой изображает некоторых героев-крестьян. Один из них – Тихон Щербатый, как волк, нападающий на неприятеля, «самый полезный человек в отряде», жестокий и беспощадный. По мнению Толстого, это народный тип, проявляющийся в тяжелые для Родины время. Второй народный тип – это Платон Каратаев, у которого Пьер научился жить просто и гармонично, принимать все, что случается на пути человека, понял, «что балетные туфли жмут точно так, как крестьянские лапти», и потому для счастья человеку надо мало. Так нравственные ценности для Толстого становятся мерилом всего остального: мира, войны, людей, поступков.
  2. В плену Пьер видит сон. В сне земной шар представляется ему шаром из капель, которые дрожат, переливаются, где-то разъединяются, где-то сливаются. И каждая капля отражает Бога. Эта метафора – представление о народной жизни самого Толстого: человек живет своей «роевой жизнью», занят своими проблемами и мыслями, но он должен «сопрягать» (слово писателя) свою жизнь с жизнью других. И если желания и потребности многих людей совпадают в одной точке, там история и совершает движение свое. Это еще один аспект «мысли народной в романе».
  3. И своих героев Толстой «мерит» это меркой. Если они далеки от общих интересов, общих устремлений, если не понимают общего, ставят собственные интересы выше других или пытаются вмешаться в естественный ход жизни, то все ниже опускаются, впадают в духовный кризис. Это происходит и с князем Андреем, когда он поднимает в бессмысленную атаку солдат при Аустерлице, и с Пьером, пытающимся убить Наполеона. Некоторые из героев вообще никогда не осознают собственную жизнь, точнее, существование – такова Элен, Ростопчин со своими «афишками», Наполеон. Пьер, пытающийся хоть как-то помочь России, снаряжает полк на свои деньги, Наташа отдает подводы раненым, не думая о благосостоянии семьи, а Берг пытается «этажерочку купить, которая так Верочке нравится». Кто же из них живет по народным законам?

Итак, «Мысль народная», по Толстому, — это мысль о необходимости сопрягать свою жизнь с общими интересами, жизнь по нравственным законам, веками существующим в мире, жизнь сообща.

Читайте также подробный анализ романа «Война и мир»

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика