CqQRcNeHAv

Пишем итоговое сочинение по направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

темы итогового сочинения20 ноября прошло пробное сочинение. Все: и родители, и выпускники – получили представление о том, как будут формулироваться темы.

Давайте на примере одного направления разберемся, что же все-таки писать?

«Спор поколений: вместе и врозь»  — направление, по которому темы сформулированы были так: «Блудный сын – вечная притча в жизни и литературе», «Любовь и уважение к родителям, без сомнения, есть чувство святое», «Родители и дети», «Какие пороки и добродетели взращиваются у детей любовью родителей?», «Какие нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?».

Как видим, темы не опираются на определенное произведение, а предполагают выбор текста, на котором вы будете эту тему раскрывать.

 Определение проблемы

Если вы сделаете этот самый трудный шаг, то все потом пойдет быстро и без труда.

Итак, проблема – это вопрос, на который надо дать ответ, опираясь… да, все правильно, на произведение. Из наших тем две – уже проблемы. Как быть с теми, где вопроса нет? Задать этот вопрос самим.

Попробуем.

Тема «Блудный сын…». Вопрос надо сформулировать прежде всего для себя. Что непонятно? Кто такой блудный сын? Кого можно из произведений литературы назвать блудными сынами? Почему?

Вопросы к второй части суждения: почему это вечная тема? Почему она названа притчей?

Ответы на эти вопросы и составят ваше сочинение, и поверьте, оно окажется больше 200 положенных слов.

спор поколений вместе и врозь Осталось только подобрать литературный материал. Например, блудным сыном можно назвать Базарова. Он переезжает с места на место в поиске нового, но возвращается к родителям. Что он там чувствует? Да-да, и покой в том числе, несмотря на свою неудовлетворенность. Разве не блудный сын Григорий Мелехов из «Тихого Дона»? В чем-то князь Андрей из «Войны и мира» в первом томе?

Как видим, очень часто писатели возвращаются к этой теме, потому она вечная, и решают ее практически одинаково: блудные сыны всегда возвращаются домой. Потому это притча, где сформулирована конечная истина.

Вот так, в ответах на вопросы и создастся костяк работы, который обрастет словами и суждениями.

Теперь попробуйте задать вопросы сами к, скажем, «Любовь и уважение к родителям…».

Проверим: почему это святое чувство? Как и в чем проявляется любовь и уважение к родителям?

Еще?

«Какие пороки и добродетели взращиваются любовью родителей?» Это уже проблема. Разбейте ее на более мелкие вопросы: в чем заключается порок, а в чем добродетель? Какими «методами» они взращиваются? В каких произведениях я встречал героев, «испорченных» «наставлениями» (Молчалин, Чичиков, младшее поколение Кабановых), любовью (Митрофан, Обломов), равнодушием (семья Курагиных, Онегин)? Где можно встретить достойных героев, которых воспитали хорошо (младшие Болконские, Ростовы, Петр Гринев).

Как действовать?

Найдите в сети темы пробника и задавайте вопросы. Ведь на поставленный вопрос легче ответить, верно? Так или иначе, эти темы (и вопросы соответственно) повторятся в сочинении настоящем.

Очень важно! Вопросы записывайте!

итоговое сочинение в 11 классеЗачем? А вы замечали интересный факт: когда пишешь шпаргалки сам, то они могут и не понадобиться? Все потому, что автоматически вы запомните 40% от написанного своей рукой.

Вам понадобится на темы 84 регионов России около 10 часов. После 10-15 тем все пойдет значительно быстрее и проще.

Итак, мы сделали два шага на пути к успешной сдаче экзамена. Осталось подобрать произведения и сформулировать основные тезисы.

Но об этом – в следующей статье.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика