CqQRcNeHAv

Почему писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки? [Пример выполнения задания 17.2 на ЕГЭ по литературе]

Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и нравов, присущих обществу.

В «Сказках для детей изрядного возраста» содержится критика самодержавия, они служат орудием борьбы с ним. В основу его порой нереальных и уродливо-комических образов заложен истинно народный взгляд на порядки и образ жизни правящего класса. Фантастика, присущая сказке, в союзе с гротеском становится настоящей хозяйкой написанных произведений Салтыкова-Щедрина. На такой основе определяется главное качество щедринского таланта – способность соединить в едином образе несоединимое.
Темы сказок многообразны и широки: писатель обличает не только безнравственность самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь»), но и выступает против дворянского властолюбия («Дикий помещик»). Подвергаются жесткой критике и высмеиванию взгляды сторонников либерализма («Карась-идеалист»), против равнодушия и черствости чиновников направлена сказка «Праздный разговор».

В книге представлены самые разные образы: от помещиков до царей. Автор показывает их беспомощность, глупость, высокомерие. К примеру, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», используя едкую иронию, Салтыков-Щедрин говорит: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. И мы понимаем, что пресловутые генералы – трутни, привыкшие жить чужим трудом и к тому же не отличающиеся умом. И не попади русский мужик вместе с генералами на остров, пропали бы бедняги с голоду. А мужик – умница. Все он умеет: и охотиться, и еду в пригоршне готовить. Не ропщет мужик, всем доволен: сам вьет веревку, которой его привяжут к дереву. Выбрав для себя кислое яблоко из собранных для генералов спелых, он радуется тому, что господа “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”. Намек писателя понятен: помещики жестоко эксплуатируют труд крестьян. Все, что они имеют, отнято у народа, в том числе и свобода. Сказка отличается быстрой сменой событий, динамикой сюжета.

сатира салтыкова-щедринаИдея сказки «Медведь на воеводстве» в том, что в бедственном положении народа виновен самодержавный строй в целом, а не отдельные его представители. Медведь бесчисленными погромами довел крестьян до крайности: они сажают его на рогатину и сдирают шкуру. Основной прием, используемый Салтыковым-Щедриным в сказках, аллегория. Символична расправа с Медведем. Так автор призывает народ к борьбе за свою свободу.

Еще одна сказка «Коняга» также поднимает тему народа и его покорности, нежелания бороться. От остальных сказок она отличается тем, что в ней нет движения. Сказка «Коняга» считается одним из самых мощных произведений, изображающих кабальное положение крестьянства в монаршей России. Собирательный образ коняги-труженицы олицетворяет закабаленный и бесправный народ. Трагедия миллионов мужиков нашла отражение в сказке. «Замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой предстает коняга перед читателями. В каждой строке читается сочувствие и скорбь о бесправном народе. Автор глубоко переживает, для него мучительно больно осознавать, что будущее и судьба народа подвластны правителям-самодурам.

С помощью фантастических элементов, иносказаний, приемов фольклора и сатирического гротеска Салтыков-Щедрин поднимает наиважнейшие политические проблемы и темы, касающиеся будущего страны. Являясь защитником передовых идеалов своего времени, сатирик выступает и защитником интересов народа. Он обогатил сюжеты народных сказок иным содержанием и придал жанру сказки воспитательный акцент, пропагандируя гражданские чувства и уважение к простому человеку-труженику. Произведения писателя актуальны и в наше время. Не зря через пятьдесят лет после появления «Сказок» величайший народный писатель М.Горький высоко оценил наследие Салтыкова-Щедрина, сказав: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»

Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика