CqQRcNeHAv

Пример сочинения по тексту с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2019 по тексту С.А.Алексиевич

Сочинение по тексту  «Это было красивое утро…Утреннее море» С.А.Алексиевич

Светлана Александровна Алексиевич, советская и белорусская писательница, поднимает в своём тексте проблему влияния войны на детей.

Автор от лица героя-рассказчика изображает, как внезапно, «красивым утром», спокойная жизнь мальчика нарушается: начинается война. Из детского санатория на Чёрном море ребёнок отправляется в город, на который падают бомбы. С.А. Алексиевич неслучайно использует антитезу: только что дети играют «в войну», а спустя несколько дней становятся её полноправными участниками. Герой-рассказчик становится «воспитанником госпиталя», «солдатом», которому приходится заниматься совсем не детской работой: стирает и скручивает окровавленные бинты, делает свечи, а однажды чуть не погибает, отправившись за хлебом. Всё это писательница изображает, чтобы показать, как быстро взрослеет ребёнок на войне.

 

С другой стороны, автор акцентирует внимание читателя на том, что даже в чудовищной реальности войны у детей остаются нормальные для их возраста интересы. Так, после бомбёжки мальчик находит книжку «Жизнь животных» и всю ночь увлечённо читает. А в немецком посёлке искренне радуется детскому велосипеду.

С.А. Алексиевич подводит читателя к выводу о том, что дети на войне рано взрослеют, разделяя тяготы со взрослыми, но несмотря на это, тянутся к мирным, естественным для них играм и занятиям.

Трудно не согласиться с автором. В страшные дни блокады Ленинграда дети работали на оборонных заводах, заменив там ушедших на фронт мужчин. Школьники вместе с взрослыми несли дежурство на крышах, сбрасывая с домов немецкие зажигательные бомбы, чтобы избежать пожаров. Но в дневниках блокадных подростков есть свидетельства того, что у них оставались обычные детские интересы: ребята читают книги, рисуют, не расстаются с любимыми игрушками…

Нет ничего страшнее войны. Она не знает жалости ни к кому, но дети – это самая несправедливая жертва любой войны, поэтому мы должны всеми силами противиться разжиганию любых военных конфликтов.

269 слов.

Текст подготовила Н.А.Зубова.

(1)Это было красивое утро…

(2)Утреннее море. (3)Синее и спокойное. (4)Первые дни, как я приехал в детский санаторий Совет-Квадже на Черном море. (5)Услышали гул самолетов…
(6)Я нырнул в волны, но и там, под водой, был слышен этот гул. (7)Мы не испугались, а начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет война. (8)Не игра, не военные учения, а война. 

(8)Через несколько дней нас отправили по домам. (9)Я – в Ростов. (10)На город уже падали первые бомбы. (11)Все готовились к уличным боям: рыли щели, строили баррикады. (12)Учились стрелять. (13)А мы, дети, сторожили ящики, в которые складывали бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.
(14)Все школы превратились в госпитали. (15)В нашей семидесятой школе размещался армейский полевой госпиталь для легкораненых. (16)Туда направили маму. (17)Ей разрешали и меня брать с собой, чтобы не оставался один дома. (18)А когда отступали – куда ехал госпиталь, туда ехали и мы. 

(19)После очередной бомбежки запомнил груду книг среди разбитого камня, подобрал одну, она называлась «Жизнь животных». (20)Большая, с красивыми картинками. (21)Всю ночь не спал, читал и не мог оторваться… (22)Помню, что военные книжки я не взял, читать о войне уже не хотелось. (23)А вот о животных, о птицах…
(24)В ноябре сорок второго… (25) Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. (26)А сапоги на меня не могли найти целый месяц. (27)Так я стал воспитанником госпиталя. (28)Солдатом. (29)Что делал? (30)Одни бинты могли свести с ума. (31)Их всегда не хватало. (32)Приходилось стирать, сушить, скручивать. (33)Попробуйте скрутить тысячу штук в день! (34)А я наловчился еще быстрее взрослых. (35)Ловко получилась и первая самокрутка… (36)В день моего двенадцатилетия старшина с улыбкой вручил мне пачку махорки, как полноправному бойцу. (37)Покуривал. (38)Тихонько от мамы. (39)Воображал, конечно. (40)Ну… и страшно… (41)Я с трудом к крови привык. (42)Боялся обожженных. (43)С черными лицами… 

(44)Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то и другое в дело пошло. (45)Соль – поварам, парафин – мне. (46)Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками – делал свечи. (47)Это похуже бинтов! (48)Моя задача – следить, чтобы свечи долго горели, ими пользовались, когда не было электричества. (49)Врачи не прекращали операции ни под бомбежкой, ни под обстрелом. (50)Ночью только закрывали окна. (51)Завешивали простынями. (52)Одеялами. 

(53)Мама плакала, а я все равно мечтал сбежать на фронт. (54)В то, что меня могут убить, не верил. (55)Послали однажды за хлебом… (56)Чуть проехали, начался артобстрел. (57)Били из минометов. (58)Сержанта убило, возницу убило, меня контузило. (59)Потерял речь, а когда через какое-то время заговорил, все равно осталось заикание. (60)Оно и сейчас у меня есть. (61)Все удивлялись, что я остался живой, а у меня было другое чувство – разве меня могут убить? (62)Как это меня могут убить? (63)Проехали мы с госпиталем всю Беларусь, Польшу… (64)Я выучил польские слова… 

(65) В Варшаве… (66) Среди раненых оказался чех — тромбонист Пражской оперы. (67) Начальник обрадовался ему, и, когда тот пошел на поправку, попросил пройти по полатам, поискать музыканстов. (68)Оркестр получился отличный. (69)Меня научили играть на альте, на гитаре научился уже сам. (70)Мы играли, а солдаты плакали. (71)Играли мы веселые песни.

(80)Так доехали до Германии…

(81)В разбитом немецком поселке увидел:велосипед валяется. (82)Обрадовался. (83)Сел и поехал. (84) Хорошо так идет! (85)Я за войну  ни одной детской игрушки не видел. (86)Забыл, что они гдето есть. (87)Детские игрушки…

(С. А. Алексиевич)

 

При использовании материалов сайта другими электронными СМИ прямая активная ссылка на источник копирования и имя автора обязательны.


Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Яндекс.Метрика