CqQRcNeHAv

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту В.Солоухина [Проблема потребительского отношения к природе]

пример сочинения на ЕГЭ

Что же происходит с нашей землей? Этот вопрос писателя В.Солоухина не может не волновать всех граждан России. От безумных экспериментов страдают не только реки и земли – страдает душа человеческая. Возможно ли остановить варварское истребление природы? Именно этой актуальнейшей проблеме посвящает автор свои рассуждения. Владимир Солоухин рассматривает ее на примере трагических изменений, произошедших за последние сто лет с Волгой. Писатель также делится с нами своими рассуждениями о том, какое значение имела великая русская река для людей, показывая, сколь серьезны последствия экологического кризиса Волги и Поволжья.

Голос автора звучит с горечью и гневом, когда он говорит о том, что бездумное, потребительское отношение людей к природе уже привело к гибели уникальных экосистем и грозит бедой всему живому на планете. Увлеченные идеей «улучшить» матушку-природу, люди нарушают извечный баланс, что неминуемо приводит к опасным, а то и необратимым последствиям. Скажем, создание водохранилищ – «водогноилищ» на Волге привело вовсе не к желаемому результату, а к гибели ценных пахотных земель, к уничтожению рыбы, к оскудению растительности, исчезновению сел и обнищанию городов.

Мне кажется, любой пришел бы к тому же выводу, что и автор: надо перестать «хапать» природные богатства, словно боясь не ухватить причитающегося. Следует понять, что природа нам ничем не обязана, что она существовала раньше нас, и неплохо ей было, пока мы не принялись ее «подправлять». Наша так называемая «хозяйственная деятельность» в большей мере заслуживает названия «бесхозяйственной», ибо ни один хозяин не станет уничтожать основу собственного благосостояния.

Самоуверенность реформаторов природы поистине потрясает. Чтобы проиллюстрировать свое мнение, я хотел бы привести в пример повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой». Тема произведения близка к той, что раскрывается в этом тексте В.Солоухиным. Ради строительства электростанции острова на Ангаре затапливаются, хотя на них живут люди и животные, растут деревья и цветы, имеются хорошие земли, которые можно возделывать. Никого не волнует, что здесь малая родина многих людей, могилы их предков, их дома, построенные дедами и прадедами. Даже чуть ли не отсталостью пытаются поклонники «прогресса» объяснить любовь и жалость старух к Матёре.

Писатель делает Хозяином острова зверька, а не человека, чтобы показать: люди вовсе не цари природы. До высокого звания Хозяина человек не дотягивает: он слишком суетен и самоуверен, слишком любит комфорт.

Подобная тема поднимется и в рассказе Е.Носова «Кукла». Та же загрязненная и обмелевшая река – и люди с такими же загрязненными и обмелевшими душами на ее берегах. Пока река была полноводна и чиста, сердца людей наполнялись красотой и добром, а теперь скверна в реке и возле нее уродует и души людей, притупляя в них нравственное чувство. «Всего не закопаешь», — говорит герой рассказа Акимыч. Не всякое зло можно исправить.

 Боюсь, если мы не изменим своего отношения к природе, исправлять ошибки станет поздно, да и некому.

Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва

Исходный текст:

1)Волга — это не просто вода, которая течёт через всю европейскую часть нашей страны, вобрав семь тысяч российских рек и речек, объединив собой наподобие главной артерии всю кровеносную, капиллярную систему Среднерусской возвышенности.
(2)Семь тысяч рек и речек. (3)Сколько же сёл и деревень стояло по их берегам, сколько сенокосов шумело на цветущих лугах, сколько церквей и колоколен сверкало белизной, голубизной, позолотой в разветвлении этих семи тысяч рек и речек! (4)А по самой Волге уже большие и основные города, включая и древнейшую Тверь, а вместо церквушек и часовен — белокаменные монастыри.
(5)А сколько песен народ сложил про Волгу!..
(6)Поэтому и нужно было в первую очередь и с особенной продуманностью превратить Волгу, текучую, быструю, светлую Волгу, с её бесчисленными стерляжьими стадами в самой реке и с её бесчисленными молочными стадами по её заливным лугам, превратить её в цепочку унылых и безликих луж, называемых нами водохранилищами?!
(7)На самом деле это вовсе не водохранилища, а водогноилища и землегноилища, потому что под мелководьем этих «хранилищ» погребены десятки, сотни тысяч гектаров плодородных и благородных земель.
(8)Уже с 1930 года не шумят ни макарьевская, ни нижегородская ярмарки, исчезли многие виды рыбы в водах Волги, разрушены храмы и монастыри по её берегам. (9)А заволжские луга если и не залиты водой, то заросли кочками и кустами, деревни и сёла опустели, а многие вовсе исчезли с лица земли. (10)Обезображены многие приволжские, да и находящиеся в бассейне Волги города. (11)Возьмите хотя бы Торжок, эту жемчужину российского градостроительства. (12)Это был, по свидетельству великого нашего драматурга А.Н. Островского, один из красивейших городов России…
(13)Волга — это не просто текучая струйка воды или стоячие лужи. (14)Волга — это и вся жизнь, кипящая по её берегам. (15)Так что возрождать и спасать надо не просто воду (хотя и её в первую очередь), но и всё цветение, всё благополучие жизни, которое было с Волгой связано.
(16)Но никакими речами, митингами, субботниками, сборами пожертвований Волгу мы не спасём. (17)Нужно одуматься! (18)В самом деле, да когда же мы наконец опомнимся, когда же посмотрим вокруг себя на всё протрезвевшим взглядом, когда же спросим самих себя: что это с нами и с нашей землёй натворили? (19)И кто натворил? (20)И зачем?
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997 гг.) — русский
советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика