CqQRcNeHAv

«Слово о полку Игореве»: сквозь пелену истории глядит на нас наше настоящее

«Слово о полку Игореве» … Какое замечательное произведение, и поистине великое! Я скатилась к патетике, чего сама очень не люблю. Но иначе о нем говорить не могу, потому что только представьте: ЭТО написано 10 ВЕКОВ НАЗАД! Откройте книгу и положите рядом с собой, прочитаем вместе. Но вначале о самом «Слове…».

История открытия «Слова…»: детектив

Мусин-Пушкин Алексей Иванович_aiИзвестный любитель старины граф А. Мусин-Пушкин утверждал, что приобрел список (копию) древнерусских рукописей в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля у игумена Иоиля. Монастырь к тому времени был распущен, спросить было уже не у кого, откуда взялась рукопись, но относилась она к XVI веку, то есть это уже был список, копия. Мусин сделал еще 4 копии, одну из них для Екатерины Великой.

Во время пожара 1812 года рукопись, как и все ценнейшее собрание графа, погибло в огне, остались только копии, сделанные Мусиным.

Почему же эта история столь таинственна?

По нескольким причинам.

Во-первых, «Слово…» в оригинале никто никогда не видел.

Во-вторых, по художественности эта небольшая героическая поэма на десять порядков выше всего, что создано в древнерусской литературе (не хочу никого обижать).

В-третьих, существует «Задонщина», героическая поэма, повторяющая «Слово…» во многих элементах, но написанная много позже.

Все это дало право некоторым исследователям утверждать, что «Слово…» — мистификация, гениальная подделка графа Мусина.

Споры поутихли после того, как в ХХ веке ученые на основе анализа языка установили, что язык поэмы – действительно древнерусский язык XI в.

«Слово…» много раз переводили, ведь с тех пор русский язык очень изменился, и в оригинале поэму мы бы читать не стали. Переводить стали сразу, это был и В.А. Жуковский, и К. Бальмонт, и Н. Заболоцкий. Мне больше всего нравится перевод Д.С. Лихачёва, литературоведа и историка, так как, по-моему, он ближе всех к оригиналу.

О чем «Слово…»?

глазунов князь ИгорьВ 1185 году Новгород-северский князь Игорь Святославич (не     путать с Новгородом Великим!) предпринял неудачную  попытку похода на половцев в одиночку. Дружина князя была  разбита, а сам князь попал в плен. В общем, для того времени  история обычная. Но почему она стала причиной  создания героической поэмы? Да и герой ли князь  Игорь? Выдвинулся в поход, был наголову разбит, попал в позорное положение пленника. Ему ли быть  героем поэмы?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо проникнуть в замысел автора, и внимательно пройти за ним по страницам его произведения.

В путь!

Сюжет и композиция произведения. Интерпретация

Напомню вам, что сюжет – это последовательность действий в произведении. Но само произведение – вторичная реальность, преобразованная авторским сознанием, и потому автор может вольно обращаться с событиями в своих целях.

Вот и автор «Слова…» поступает так же.

Поэт – человек древнерусской культуры, он не может писать быстро и сразу, ему нужно сначала все объяснить. Начинает с вступления, где объясняет, что очень уважает Бояна, легендарного сказителя, но так же, как он, писать не будет. Вот это смелость! В обществе, построенном отнюдь не на демократии, это невозможно! А как он будет писать?

Игорь и Ярославна Сергей РубцовСобственно поэма начинается со сцены выступления в поход. Игорю около 22 лет, он еще очень молод, горяч, он любит Русь. Собирает дружину и говорит им: «Лучше быть убитым, чем плененным. Соберемся и выпьем из шлемов своих воды из Дона», то есть выступим в поход на половцев на их территорию. Вот так. Ни больше, ни меньше. Но солнечное затмение, которое случается в это время, — дурной знак. Игорь не обращает на него внимания и выступает в поход. Автор скромно замечает: «Ум князя уступил желанию». Это замечание – верх критики князя, и автор вообще не мог так писать о правителях, но ведь написал же!

Уже первая сцена – свидетельство драматического таланта автора. Интригует читателя во вступлении, упоминает о дурном знаке, а когда Игорь в походе, описывает пейзаж так, будто природа вокруг него стонет, кличет дурными звериными голосами, и среди этой какофонии он восклицает несколько раз: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Просто мастер древнего саспенса, который Хичкоку и не снился.

Наконец «утром спозаранку потоптали они поганые полки половецкие», взяли богатую добычу – красных девушек (женщины были в цене), а «дорогими оксамитами» (тканями), золотом и серебром мостили себе дороги.

Вот так скромно: не нужны нам ваши богатства. Не за этим пришли. А пришли Русь защитить (правда, вторглись на чужую территорию). А вот автору эта победа совсем не интересна – всего несколько слов, да и то мимоходом. Ну победили и победили.

И все же мы пока не понимаем, зачем этот рассказ о походе?

А вот зачем. Автор рисует страшную картину: кровавые зори, черные тучи, трепещущие в них синие молнии…От топота копыт половцев – так их много – гудит земля… А Игорь далеко от Родины. Один. И никто не может ему помочь.

Вот! Вот об этом «Слово…»! О том, что Игорь, когда ему желание славы помутило ум, решил, что он один сможет побить врага. Но это не так, и автор об этом ясно говорит.

Вторую, страшную битву поэт описывает долго, в подробностях, восхищается яростью Всеволода («яр тур», яростный бык), мужеством воинов, но половцев слишком много… Игорь повержен и взят в плен. Описание второй битвы прерывается отступлениями автора. В одно из них потрясающая картина: «В это время на полях пахари редко покрикивали, только вороны граяли, трупы меж собой деля». Гениальный поэт в нескольких словах нарисовал картину смерти: плодородная нива превратилась в поле битвы, но не славы, потому что он не пишет о победе, а пишет о трупах и воронье над ними. Печальный итог! Кто виноват?

После побоища Игоря Святославича с половцами.ВаснецовОтвет – в слове Святослава. Он говорит о сыновьях, но надо понимать, что это старший князь, и все его вассалы – дети. Он долго перечисляет славных князей, умножавших силу Руси, и упрекает поколение, которое своими распрями эту силу растеряло. Смысл его речи – призыв к объединению. Читать сложно, сразу должна сказать, но ведь это Древняя Русь!

Ярославна ГлазуновСледующий эпизод – один из самых лиричных и выразительных в русской литературе. Плач Ярославны – тоска, печаль, страстный порыв, обращенный к ветру, солнцу, богу. Мольба о муже. За этим – образ прекрасной русской женщины, хранительницы семьи.

Последние эпизоды «Слова…» рассказывают о бегстве Игоря. Это уже развязка. «Игорь спит (делает вид), Игорь бдит (ждет момента)». Коротко и ясно. И все быстрее и быстрее, растворяясь в ночи серым волком, гагарой под небесами летит Игорь к родному дому. Автор ускоряет и ускоряет темп, наращивает драматизм – и вот уже «Игорь-князь в Русской земле»! «Села рады, грады веселы»! В последних словах поражает автор еще больше: кто, как не он, критиковал князя? Кто, как не он, иронизировал чуть-чуть над самонадеянностью после первой битвы? Но нет. Родина прощает сыновей. И автор вместе с ней.

Вот такой поразительный рассказ.

Так о чем же «Слово…»? Может догадались?

Да, это «призыв к русским князьям объединиться перед татаро-монгольским нашествием». Это сказал Карл Маркс, один из самых образованных людей своего времени. Таков был авторский замысел.

Подытожим

Тема – неудачный поход Игоря на половцев.

Проблема – раздробленность Руси.

Образы: русские князья (очень схематично) мужественные защитники Руси, но не лишенные личных амбиций, порой приводящих к трагическим последствиям.

Я остановлюсь подробнее на других, более важных образах. Это образ Руси и образ автора.

Образ Руси

Это главный образ поэмы.

Перечислю основные тезисы, которые вы можете использовать в сочинении.

  • Русь живая, в отличие от половецкой земли. В ней множество городов, сел, людей, а в половецкой степи – дороги неезженые (то есть просто нет).
  • Русь страдающая (образ поля смерти, см. выше), о ней же говорит Святослав.
  • Русь, прощающая своих сыновей (конец поэмы).

Эти тезисы раскрыть можно на материале поэмы, надо только подобрать иллюстрации.

Образ автора

Вот на нем остановлюсь подробнее, потому что об авторе говорить сложнее и подобрать фактический материал тоже.

  1. Кто он? Есть разные версии. Он мог быть дружинником (будто своими глазами видит битву), мог быть монахом (образован, его язык отражает огромные знания в разных областях), а мог быть просто придворным поэтом, силой своего таланта создавшим гениальное произведение. В любом случае, это первый настоящий поэт России.Золотое слово Семенов
  2. Автор – патриот. Единственная его цель – рассказать о страданиях раздробленной и раздираемой на части Родины. Поэтому он в подробностях рассказывает о второй битве, включает речь Святослава, плач Ярославны – это люди, олицетворяющие собой Русь. Еще он будто парит над Русью, видит сразу, охватывая все пространство и людей. Он часто отвлекается от повествования, «скачет», включая размышления о распрях князей, о страданиях простых людей. Его восклицание «О Русская земля! Уже ты за холмом» ясно показывает, что для поэта главное. Не слава Игоря, а оставленная им Родина, которая уже не может помочь.
  3. Автор – настоящий поэт. Это проявляется в мастерстве построения произведения (о первой битве в «телеграфном стиле», а о второй – подробно, долго, с отступлениях о междоусобицах), наращивание напряжения перед битвами и при побеге Игоря, в пейзажах («живой» пейзаж перед битвами, зловещий перед второй, «поле смерти» в отступлениях). Поэт тесно связан с фольклором и очень много берет из него: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворяет природу. Добавлю один штрих от себя: меня всегда восхищает такая «смесь» языческого и христианского в авторе. Он постоянно использует имена языческих богов, но все же принадлежит христианству. Это живое свидетельство того, как долго и сложно проходил процесс изменения сознания человека, вхождения его в христианство. Посмотрите на «Слово…» с этой точки зрения.
  4. Почему мы говорим «образ автора»? Потому что он присутствует в произведении как равноправный герой. Где? В своих отступлениях, восклицаниях, во вступлении. Там он говорит напрямую. А вот в композиции, в оценке героев, подборе материала проявляется авторский замысел, его главная цель – призвать прекратить междоусобицы.

Так, из небольшой поэмы «Слово…» превращается в эпос героического русского народа, до сих пор пленяющий внимательного читателя своей современностью, гражданской позицией, любовью к России.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика