CqQRcNeHAv

«Слово о полку Игореве»: сквозь пелену истории глядит на нас наше настоящее

«Слово о полку Игореве» … Какое замечательное произведение, и поистине великое! Я скатилась к патетике, чего сама очень не люблю. Но иначе о нем говорить не могу, потому что только представьте: ЭТО написано 10 ВЕКОВ НАЗАД! Откройте книгу и положите рядом с собой, прочитаем вместе. Но вначале о самом «Слове…».

История открытия «Слова…»: детектив

Мусин-Пушкин Алексей Иванович_aiИзвестный любитель старины граф А. Мусин-Пушкин утверждал, что приобрел список (копию) древнерусских рукописей в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля у игумена Иоиля. Монастырь к тому времени был распущен, спросить было уже не у кого, откуда взялась рукопись, но относилась она к XVI веку, то есть это уже был список, копия. Мусин сделал еще 4 копии, одну из них для Екатерины Великой.

Во время пожара 1812 года рукопись, как и все ценнейшее собрание графа, погибло в огне, остались только копии, сделанные Мусиным.

Почему же эта история столь таинственна?

По нескольким причинам.

Во-первых, «Слово…» в оригинале никто никогда не видел.

Во-вторых, по художественности эта небольшая героическая поэма на десять порядков выше всего, что создано в древнерусской литературе (не хочу никого обижать).

В-третьих, существует «Задонщина», героическая поэма, повторяющая «Слово…» во многих элементах, но написанная много позже.

Все это дало право некоторым исследователям утверждать, что «Слово…» — мистификация, гениальная подделка графа Мусина.

Споры поутихли после того, как в ХХ веке ученые на основе анализа языка установили, что язык поэмы – действительно древнерусский язык XI в.

«Слово…» много раз переводили, ведь с тех пор русский язык очень изменился, и в оригинале поэму мы бы читать не стали. Переводить стали сразу, это был и В.А. Жуковский, и К. Бальмонт, и Н. Заболоцкий. Мне больше всего нравится перевод Д.С. Лихачёва, литературоведа и историка, так как, по-моему, он ближе всех к оригиналу.

О чем «Слово…»?

глазунов князь ИгорьВ 1185 году Новгород-северский князь Игорь Святославич (не     путать с Новгородом Великим!) предпринял неудачную  попытку похода на половцев в одиночку. Дружина князя была  разбита, а сам князь попал в плен. В общем, для того времени  история обычная. Но почему она стала причиной  создания героической поэмы? Да и герой ли князь  Игорь? Выдвинулся в поход, был наголову разбит, попал в позорное положение пленника. Ему ли быть  героем поэмы?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо проникнуть в замысел автора, и внимательно пройти за ним по страницам его произведения.

В путь!

Сюжет и композиция произведения. Интерпретация

Напомню вам, что сюжет – это последовательность действий в произведении. Но само произведение – вторичная реальность, преобразованная авторским сознанием, и потому автор может вольно обращаться с событиями в своих целях.

Вот и автор «Слова…» поступает так же.

Поэт – человек древнерусской культуры, он не может писать быстро и сразу, ему нужно сначала все объяснить. Начинает с вступления, где объясняет, что очень уважает Бояна, легендарного сказителя, но так же, как он, писать не будет. Вот это смелость! В обществе, построенном отнюдь не на демократии, это невозможно! А как он будет писать?

Игорь и Ярославна Сергей РубцовСобственно поэма начинается со сцены выступления в поход. Игорю около 22 лет, он еще очень молод, горяч, он любит Русь. Собирает дружину и говорит им: «Лучше быть убитым, чем плененным. Соберемся и выпьем из шлемов своих воды из Дона», то есть выступим в поход на половцев на их территорию. Вот так. Ни больше, ни меньше. Но солнечное затмение, которое случается в это время, — дурной знак. Игорь не обращает на него внимания и выступает в поход. Автор скромно замечает: «Ум князя уступил желанию». Это замечание – верх критики князя, и автор вообще не мог так писать о правителях, но ведь написал же!

Уже первая сцена – свидетельство драматического таланта автора. Интригует читателя во вступлении, упоминает о дурном знаке, а когда Игорь в походе, описывает пейзаж так, будто природа вокруг него стонет, кличет дурными звериными голосами, и среди этой какофонии он восклицает несколько раз: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Просто мастер древнего саспенса, который Хичкоку и не снился.

Наконец «утром спозаранку потоптали они поганые полки половецкие», взяли богатую добычу – красных девушек (женщины были в цене), а «дорогими оксамитами» (тканями), золотом и серебром мостили себе дороги.

Вот так скромно: не нужны нам ваши богатства. Не за этим пришли. А пришли Русь защитить (правда, вторглись на чужую территорию). А вот автору эта победа совсем не интересна – всего несколько слов, да и то мимоходом. Ну победили и победили.

И все же мы пока не понимаем, зачем этот рассказ о походе?

А вот зачем. Автор рисует страшную картину: кровавые зори, черные тучи, трепещущие в них синие молнии…От топота копыт половцев – так их много – гудит земля… А Игорь далеко от Родины. Один. И никто не может ему помочь.

Вот! Вот об этом «Слово…»! О том, что Игорь, когда ему желание славы помутило ум, решил, что он один сможет побить врага. Но это не так, и автор об этом ясно говорит.

Вторую, страшную битву поэт описывает долго, в подробностях, восхищается яростью Всеволода («яр тур», яростный бык), мужеством воинов, но половцев слишком много… Игорь повержен и взят в плен. Описание второй битвы прерывается отступлениями автора. В одно из них потрясающая картина: «В это время на полях пахари редко покрикивали, только вороны граяли, трупы меж собой деля». Гениальный поэт в нескольких словах нарисовал картину смерти: плодородная нива превратилась в поле битвы, но не славы, потому что он не пишет о победе, а пишет о трупах и воронье над ними. Печальный итог! Кто виноват?

После побоища Игоря Святославича с половцами.ВаснецовОтвет – в слове Святослава. Он говорит о сыновьях, но надо понимать, что это старший князь, и все его вассалы – дети. Он долго перечисляет славных князей, умножавших силу Руси, и упрекает поколение, которое своими распрями эту силу растеряло. Смысл его речи – призыв к объединению. Читать сложно, сразу должна сказать, но ведь это Древняя Русь!

Ярославна ГлазуновСледующий эпизод – один из самых лиричных и выразительных в русской литературе. Плач Ярославны – тоска, печаль, страстный порыв, обращенный к ветру, солнцу, богу. Мольба о муже. За этим – образ прекрасной русской женщины, хранительницы семьи.

Последние эпизоды «Слова…» рассказывают о бегстве Игоря. Это уже развязка. «Игорь спит (делает вид), Игорь бдит (ждет момента)». Коротко и ясно. И все быстрее и быстрее, растворяясь в ночи серым волком, гагарой под небесами летит Игорь к родному дому. Автор ускоряет и ускоряет темп, наращивает драматизм – и вот уже «Игорь-князь в Русской земле»! «Села рады, грады веселы»! В последних словах поражает автор еще больше: кто, как не он, критиковал князя? Кто, как не он, иронизировал чуть-чуть над самонадеянностью после первой битвы? Но нет. Родина прощает сыновей. И автор вместе с ней.

Вот такой поразительный рассказ.

Так о чем же «Слово…»? Может догадались?

Да, это «призыв к русским князьям объединиться перед татаро-монгольским нашествием». Это сказал Карл Маркс, один из самых образованных людей своего времени. Таков был авторский замысел.

Подытожим

Тема – неудачный поход Игоря на половцев.

Проблема – раздробленность Руси.

Образы: русские князья (очень схематично) мужественные защитники Руси, но не лишенные личных амбиций, порой приводящих к трагическим последствиям.

Я остановлюсь подробнее на других, более важных образах. Это образ Руси и образ автора.

Образ Руси

Это главный образ поэмы.

Перечислю основные тезисы, которые вы можете использовать в сочинении.

  • Русь живая, в отличие от половецкой земли. В ней множество городов, сел, людей, а в половецкой степи – дороги неезженые (то есть просто нет).
  • Русь страдающая (образ поля смерти, см. выше), о ней же говорит Святослав.
  • Русь, прощающая своих сыновей (конец поэмы).

Эти тезисы раскрыть можно на материале поэмы, надо только подобрать иллюстрации.

Образ автора

Вот на нем остановлюсь подробнее, потому что об авторе говорить сложнее и подобрать фактический материал тоже.

  1. Кто он? Есть разные версии. Он мог быть дружинником (будто своими глазами видит битву), мог быть монахом (образован, его язык отражает огромные знания в разных областях), а мог быть просто придворным поэтом, силой своего таланта создавшим гениальное произведение. В любом случае, это первый настоящий поэт России.Золотое слово Семенов
  2. Автор – патриот. Единственная его цель – рассказать о страданиях раздробленной и раздираемой на части Родины. Поэтому он в подробностях рассказывает о второй битве, включает речь Святослава, плач Ярославны – это люди, олицетворяющие собой Русь. Еще он будто парит над Русью, видит сразу, охватывая все пространство и людей. Он часто отвлекается от повествования, «скачет», включая размышления о распрях князей, о страданиях простых людей. Его восклицание «О Русская земля! Уже ты за холмом» ясно показывает, что для поэта главное. Не слава Игоря, а оставленная им Родина, которая уже не может помочь.
  3. Автор – настоящий поэт. Это проявляется в мастерстве построения произведения (о первой битве в «телеграфном стиле», а о второй – подробно, долго, с отступлениях о междоусобицах), наращивание напряжения перед битвами и при побеге Игоря, в пейзажах («живой» пейзаж перед битвами, зловещий перед второй, «поле смерти» в отступлениях). Поэт тесно связан с фольклором и очень много берет из него: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворяет природу. Добавлю один штрих от себя: меня всегда восхищает такая «смесь» языческого и христианского в авторе. Он постоянно использует имена языческих богов, но все же принадлежит христианству. Это живое свидетельство того, как долго и сложно проходил процесс изменения сознания человека, вхождения его в христианство. Посмотрите на «Слово…» с этой точки зрения.
  4. Почему мы говорим «образ автора»? Потому что он присутствует в произведении как равноправный герой. Где? В своих отступлениях, восклицаниях, во вступлении. Там он говорит напрямую. А вот в композиции, в оценке героев, подборе материала проявляется авторский замысел, его главная цель – призвать прекратить междоусобицы.

Так, из небольшой поэмы «Слово…» превращается в эпос героического русского народа, до сих пор пленяющий внимательного читателя своей современностью, гражданской позицией, любовью к России.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика