CqQRcNeHAv

Советы эксперта

эксперт на егэВот уже почти 7 лет я, являясь экспертом, проверяю сочинения ЕГЭ. За это время чего только не читала, и прекрасного, и ужасного. Кто-то пишет интересно, кто-то строго, а кто-то и не пишет совсем.

Иногда я диву даюсь некоторым сайтам в интернете, которые предлагают готовые сочинения. Ну сами подумайте: спишете, получите свою пятерку сейчас, а в голове что на, так сказать, долгосрочное вложение в виде ЕГЭ, останется? Вот именно, ничего.

Может быть, пока есть еще время, подготовиться и найти в себе силы и интеллектуальные возможности, научиться писать сочинения? Только работать надо много и усердно, и те, кто хочет поиграть в Поле чудес в Стране дураков, могут дальше не читать.

За что можно потерять много баллов

Из 12 критериев 7 оценивают содержание сочинения. Они самые «дорогие» в пересчете на итоговый балл, и с ними справиться трудно. И, как вы догадываетесь, самое большое количество ошибок выпускник делает именно в этой «зоне».

Ошибки можно назвать «судьбоносными». Это критерий 1 – определение проблемы и критерий 4 – аргументация позиции. Более того, если неправильно определена проблема, ВСЕ 4 последующих критерия будут оцениваться 0 баллов. Оно нам надо?

А проблема-то, собственно в чем?

как найти проблемуОпределение проблемы – дело непростое. А все потому, что мы не можем чаще всего понять, О ЧЕМ с нами хочет поговорить автор. Какой ВОПРОС он себе и нам задает. Этот вопрос и есть проблема.

Так, например, есть тексты о том, как человек должен относиться к природе. Это вроде бы проблема, но! Абсолютно ВСЕМ понятно, что к природе надо относиться бережно, и это уже сегодня не обсуждается, а вот как воспитать это отношение и понимание ценности всего живого на земле – это проблема.

Из классической литературы приведу в пример рассказ моего любимого Бунина «Солнечный удар». (Если не читали, то бегом к книге, и вообще все «Темные аллеи» прочитайте – это о любви!). Сколько копий сломали мои ученики на уроках, доказывая, что измена мужу героини – это плохо, ай-яй-яй! Героиня – безнравственная женщина, и т.д. и т.п. Клеймили как могли.

Но! Там проблемы измены нет! Там просто говориться о любви, которая может быть очень разной. Проблему рассказа можно сформулировать так: «Какие лики может принимать любовь? Какое место в жизни человека занимает любовь?», и вот тогда рассказ становится ясен, и поведение героев, и их встреча, и расставание. А ярые спорщики просто тратили время попусту.

Теперь посмотрим на текст, размещенный в демоверсии ЕГЭ.

вася конаков некрасов(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был     командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».

– (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

– (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом – опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину.(41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

                                                                                                                                                                             (По В. П. Некрасову)

Определим проблему. Я советую метод штурма или «кто больше»: «накидывать» вопросы, и в процессе «выкристаллизуется» она, та самая правильная проблема.

Вот и здесь, в нашем тексте: чем привлекал герой рассказа? Нет, пока холодно.

Почему на фронте было мало солдат? Ответ очевиден: потому что шли жестокие бои. Тоже пока не то.

Почему с такими людьми, как Конаков, не страшен враг? Уже теплее.

Почему Конаков герой? Уже совсем близко!

Что такое настоящий героизм? Кого можно считать героем? А вот это в точку!

В сочинении проблему можно формулировать и не вопросом. Как-то так: поднятая автором проблема героизма, настоящих героев…. И так далее.

Подытожим: определение проблемы – это главное! Научиться ее определять можно путем «тренировки»: чем больше текстов прочитаете (а они в свободном доступе есть, лучше всего брать с сайта ФИПИ, в открытом банке заданий), определите проблему, тем выше «процент попадания».

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика