CqQRcNeHAv

Связь времен в рассказе А.П. Чехова «Студент» [Готовимся к итоговому сочинению 2015-2016]

Дорогие ребята! Для кого-то из вас наступает последний школьный год, и мы поздравляем вас с его началом. Мы готовы помочь вам успешно сдать экзамены и поступить туда, куда вы хотите. Этой статьей мы начинаем новый цикл, который будет посвящен выпускному сочинению 2015-2016.

итоговое сочинение 2016 подготовка

На сайте ФИПИ опубликованы новые направления.

Направления сформулированы очень широко, ориентироваться в них сложно именно из-за этого. Мы попытаемся их сузить и показать вам, как с ними надо работать.

Сегодня пойдет речь о теме времени.

На сайте ФИПИ это направление сформулировано так: «Время — направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха».

Алгоритм действия следующий: ищем произведение, в котором есть проблема или мотив времени, определяем идею «время в произведении … играет роль (или выступает, или является) связующим звеном между прошлым и будущим, остановилось, расширилось и так далее. То есть вы должны сформулировать основную идею, которую вкладывает в произведение автор. Последнее – это доказать.

Это основная концепция сочинения, ее надо реализовать и развернуть. Сделаем это на примере рассказа А.П. Чехова «Студент».

Связь времен в рассказе А.П. Чехова «Студент»

Это совсем небольшой рассказ, который сам Чехов считал одним из лучших. Прочитайте его, он всего на полторы странички.

Прочитали? Тогда к делу.

Чехов студент 1881Студент Иван Великопольский в Страстную пятницу рассказывает двум вдовам историю о том, что происходило 19 веков в этот день: история Христа, Иуды и Андрея, отрекшегося трижды от своего учителя. Рассказ вызвал у Василисы слезы, а Лукерья глубоко внутренне переживала услышанное.

И это все. Дело в рассказе не в событиях, а в его атмосфере, в том, что сопровождает рассказ студента.

Начинается рассказ с пейзажа унылого, тоскливого и неуютного. Иван думает о вековой нищете, в которой живут люди, о тяжелом изнуряющем труде, о холоде и голоде, сопровождающей людей всю жизнь. Конец рассказа противоположен началу: на душе Ивана было светло и радостно, его переполняло желание жить и трудиться, стремиться к высокому, к свету.

Что же произошло между началом и концом, если ничего не произошло?

Иван и вдовы ощутили связь времен, и событие, произошедшее 19 веков назад, стало им близким, понятным и дорогим. Это было как озарение, просветление. Страдания Христа и апостола Петра стали для них собственным страданием, они их пережили, перечувствовали и этим возвысились над мраком и нищетой собственного существования.

студент рассказ Чехова

Итак, будем собирать материалы нашего сочинения.

  1. Формулируем основную идею Чехова (проблему мы уже сформулировали).

События далекого прошлого, пережитые как настоящие, дают человеку силы, просветление, радость. Это духовное наполнение, без которого существование человека невозможно. Осознание связи времен возвращает ощущение красоты и согласия в мире.

Моделируем вступление. Думаю, что здесь уместнее всего биографическое.

Итак,

  1. А.П. Чехов, великий русский писатель, жил на рубеже XIXXX веков. Одна из его главных тем – пошлое существование человека, бессобытийность жизни. (Подводка к проблеме) С особой силой писатель поднимал основные проблемы того времени: чем жить человеку? Что может стать для него светом, поднять его дух среди всеобщей серости и упадка? Антон Павлович был уверен, что «не хлебом единым» жив человек, что бессмысленность жизни можно преодолеть, если не замыкаться в своем футляре. Один из путей преодоления пошлости – ощущение течения времени, связи времен. Об этом он написал в рассказе «Студент». (Во вступлении сформулирована проблема, далее сформулирован основной тезис (выделен курсивом, и в заключении тоже будет сформулирован, но по-другому) и подводка к основной части.
  2. Основная часть.

Здесь важно не сбиться на пространные рассуждения. Для этого и нужен план. План должен начинаться с проблемы – идеи (напишите их вначале), и двух-трех дополнительных тезисов. Когда вы их пропишете, вы увидите логику рассуждения.

План основной части:

  • Краткий комментарий к рассказу (пересказ содержания с выявлением авторской концепции), другими словами, вы должны сказать, о чем рассказ.
  • Первый аргумент: Иван Великопольский, рассказывая историю предательства апостола Петра, переживает этот момент как собственное страдание, хотя событие произошло 19 веков назад (на момент создания рассказа).
  • Его слушательницы, совсем случайные люди, в этот момент объединяются с ним в страдании Христа и Петра, чувствуют особую связь сегодняшнего дня с давно прошедшим, и это помогает им преодолеть собственную усталость и боль.
  • Выражение авторской позиции в пейзаже и организации времени и пространства в рассказе.
  • Заключение: ощущение связи времен в рассказе «Студент» помогает людям обрести смысл существования, подняться над нищетой и мраком собственной жизни.

Мы сформулировали дополнительные тезисы, к которым должны подобрать аргументы.

  1. Иван Великопольский направляясь домой, размышляет о нищете, в которой живут и жили местные жители и во времена Рюрика, и Ивана Грозного, и сейчас. Ничего не меняется, и герою кажется, что время здесь остановилось. Но вдруг разговорившись с вдовами, он начинает рассказывать им историю о Христе и Петре, и будто сам переносится в те времена, переживает это событие как свое собственное, соединяя времена в своем сознании. Иван будто своими глазами видит, как Петр предает Учителя, и от этого страдает сам.
  2. Его слушательницы Василиса и Лукерья внимательно следят за рассказом. Казалось бы, какое дело этим уставшим женщинам до того, что произошло более 19 веков назад? Но нет, Василиса плачет, а Лукерья глубоко переживает рассказанное (Ее лицо напряглось, взгляд стал суровым). Почему? Они не остались глухи к чужому страданию, а ведь могли послушать и просто продолжать свою работу. Но не хлебом единым жив человек, и эти простые женщины поднимаются от сосредоточенности на собственных проблемах к осознанию боли всеобщей. И связь времен помогает им жить дальше, не обращая внимания на собственную беспросветную жизнь.
  3. А.П. Чехову несвойственно напрямую высказывать собственную позицию. Он – очень тонкий автор, и в рассказе «Студент» показывает, как изменилось восприятие окружающего главным героем, чтобы подчеркнуть смысл связи времен. В начале рассказа у читателя возникает ощущение жутковатой пустоты и вселенского холода. Герой будто абсолютно одинок на земле. Сильный ветер зловеще завывает, пронизывает насквозь, начинается хмурый вечер. Ивану кажется, что злой ветер нарушил порядок и согласие, а, по Чехову, это главное в мире. Но в конце рассказа Иван уже не ощущает ни холода, ни ветра, а на пароме думает о правде и красоте, которые связали эти два дня через века и не прекращаются в мире.
  4. А.П. Чехов в своем рассказе открывает, в сущности, очень простую истину: без прошлого нет настоящего, и тот, кто ощущает связь времен, может стать счастливым и подняться на материальным.

Теперь посмотрите, как в сочинении употребляются ключевые слова темы. В каждом дополнительном тезисе они есть. После создания вашего текста обязательно проверьте, не отклонились ли вы от темы, используете ли ключевые слова? Если да, проверяйте и сдавайте.

Успехов!

 Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика