CqQRcNeHAv

Вводные слова, или а я-то здесь причем?

ЗАДАНИЕ 17Об этом задании нужно вести речь издалека, так как, по-моему, вообще-то, конечно и наверное, необходимо понять суть вопроса, впрочем, как всегда.В этом непроходимом предложении есть две вещи: сам факт действительности и отношение к нему говорящего, то есть меня как автора.

Попробуйте разделить, где сообщение, информация, а где выражение отношения.

Проверим: информация «Об этом задании нужно вести речь издалека, так как необходимо понять суть вопроса», отношение говорящего – «по-моему, вообще-то, конечно, наверное, впрочем, как всегда».

Это и есть вводные слова, или модальные (так они называются в науке, потому что являются средством выражения модальности – свойства предложения передавать не только информацию, но и отношение говорящего к тому, что он говорит).

Задание № 17 направлено на выявление умения расставлять знаки при вводных словах и отличать их от любых других.

Почему при вводных словах вообще надо ставить знаки?

36ab83e12b770176bigКак уже вы поняли, у предложения есть два основных свойства – предикативность (способность передавать информацию, факты действительности) и модальность (способность выражать отношение говорящего к тому, что он говорит).

Модальность выражается разными способами, и один из них – употребление модальных (или вводных) слов и предложений.

Ну а так как модальность – отдельное свойство предложения, то и модальные слова членами предложения не являются,  к ним нельзя задать вопрос и можно без потери смысла изъять из предложения. То есть они грамматически не связаны с  основной информацией.

И последнее: все это надо как-то показать с помощью знаков (язык ведь знаковая система!), в нашем случае – запятых.

Как действовать?

Вводные слова имеют свои значения. Здесь не нужно перечислять их все, боже упаси! И не нужно их зазубривать. Просто познакомиться не мешает, потому что всегда на любом экзамене есть момент, как я называю, тупизма, когда сидишь, и тупо смотришь, ничего не видя. Так вот этот момент можно преодолеть с помощью «всплывания информации».вводные слова

Для того и нужно представлять, какие значения и их оттенки передают вводные слова и предложения.

Итак, самые часто встречающиеся значения вводных слов:

  • Источники информации: по свидетельству очевидцев, по сообщениям информагентств, по словам друга и т.д.
  • Уверенность: конечно, сомнительно, без сомнения, конечно и т.д.
  • Эмоции и чувства говорящего: к счастью, к несчастью, прекрасно, ужасно и т.д.
  • Порядок (скорее, упорядочивание) мыслей: во-первых, в-третьих, значит, итак, следовательно, и т.д.
  • Способ оформления мыслей: иначе говоря, потом, иными словами, прежде всего говоря и т.д.

Кто ты?

Самая большая сложность в этом задании – разграничить вводное слово и слово, таковым не являющееся.

различай омонимы

В самом деле, сравним:

  • Он, напротив, даже не изменился в лице.
  • В доме напротив зажгли лампу.

Попробуйте понять, где вводное, а где полноправный член предложения?

Во втором предложении слово напротив содержит информацию – дом находится прямо перед домом говорящего, и является членом предложения. Во втором случае указывает на отношение говорящего – способ оформления мыслей, и является вводным словом.

Задание из демоверсии: Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

Рассуждаем: видимо – указывает на отношение говорящего (достоверность сообщения), членом предложения не является, вопрос к нему не задается. Это вводное слово, запятыми выделяется.

Как считают лингвисты – указывает на источник сообщения, это предложение, не связанное грамматически с основным предложением, оно вводное, запятыми выделяется.

О чем неплохо бы знать

Часто вводные слова употребляются вместе с союзами.

Например, он заблудился, а значит, ночевки в лесу было не избежать.

Здесь поступаем просто и грубо: изымаем значит из фразы. Сохранится смысл – запятую ставить надо после союза и вводного слова, не сохранится – только после вводного и перед союзом.

Попробуем: он заблудился, а ночевки в лесу было не избежать. Ерунда какая-то! Выходит, что после союза запятая не нужна.

Путаница в пунктуации при словах наконец, скорее, прежде всего уже стала притчей во языцех.

F2XwoXPq1poНужно запомнить, что наконец является вводным, когда приравнивается в значении к слову и еще, и не является в значении в итоге.

Придешь ты, наконец!

Наконец мы добрались до деревни.

Скорее всего, прежде всего являются вводными, если к ним можно подставить слово говоря. Скорее всего говоря, это совсем не является достоверным.

И несколько слов про слово однако. Оно имеет вредный характер и в предложении ведет себя в зависимости от места. Если оно первое в предложении или в начале части сложного предложения, то выступает как союз, а в середине или в конце – как вводное слово.

Однако движение колонн продолжалось.

Соль горькая, люди, однако, не могут жить без нее. Соль горькая, однако люди не могут жить без нее.

Вот и все о вводных словах и предложениях. Не очень сложно.

Просто запомните мелочи и полагайтесь на свой здравый смысл, способность понимать значения и просчитывать варианты.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика