Задание 12 [ЕГЭ по русскому языку 2022]

Перед тем, как приступить к написанию этой статьи, заглянула в интернет в поисках рекомендаций по этому заданию. Просто стало интересно, как помогают его выполнять другие авторы материалов по подготовке к ЕГЭ, коих немало на просторах сети. И убедилась еще раз в том, что правило, которое нужно применить в этом задании, я точно называю китайским: во-первых, с первого класса твердим его, а оно до 11 класса всё не усваивается, во-вторых, никакого порядка статьях о задании 12 я не нашла, написаны по принципу «с миру по нитке». Так что соберемся с духом, и вперед!

Как иногда полезно прибираться

правописание суффиксов глаголовЭто задание проверяет умение правильно писать глаголы и суффиксы причастий.

Прибираться – это в смысле наводить порядок в мыслях. Потому возьмемся за дело, и сначала кое-что усвоим.

Чтобы понять это задание, не путаться и не нервничать, надо четко кое-что запомнить, кое-что повторить, правила применить и учесть нюансы.

Вот таков план наших действий.

Что нужно знать

Все, абсолютно ВСЕ глаголы образуются от двух основ: основы инфинитива и основы настоящего времени.

Зачем так издалека? А вот зачем: сначала надо определить время словоформы, а потом решить, с какой основой вы будете работать.  Если время формы прошедшее, то работаем с основой инфинитива и  имеем только один нюанс, который надо учитывать, а если форма настоящего времени, то с основой настоящего времени, и нюансов будет значительно больше.

Как найти основу инфинитива и основу настоящего времени?

поиск основы глаголаОснова инфинитива – это часть его без формообразующего суффикса (-ть, -ти, -чь): видеть – виде-, клеить – клеи- и так дальше. От основы инфинитива образуются глагольные  словоформы прошедшего времени (глаголы в прошедшем времени, причастия прошедшего времени).

Основа настоящего времени: основа глагола в настоящем или будущем простом времени без окончания: клею – кле-, стелю – стел- и так дальше.  Понадобиться она нам только в некоторых случаях (с причастиями), а в целом не очень нужна. Просто надо знать, что если время настоящее, мы будем определять спряжение.

Работаем с формами прошедшего времени!

Итак, от инфинитива образуются глагольные словоформы прошедшего времени. В экзамене могут встретиться глаголы прошедшего времени и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.

Все просто: берем основу инфинитива и приставляем к ней суффикс или причастия, или глагола.

Например: увид…л – увиде – ть; увиде+л = увидел.

Кле…вший – клеи – ть: клеи+вш+ий=клеивший.

Иначе, если видите, что форма в прошедшем времени, не забывайте об инфинитиве и его основе – не ошибетесь.

Теперь нюанс: правописание страдательных причастий прошедшего времени. Как известно, они имеют суффиксы –ЕНН-, -НН-, -Т-.  Последний нас не интересует, а интересуют первые два.

Так вот, «работает» с этими суффиксами основа инфинитива так: основа на а\я переходит в форму причастия полностью, а все остальные – заменяются гласным суффикса –ЕНН-!

РасстрелЯть – расстрелЯнный, подстрелить – подстрелЕННый.

И никак иначе. С формами прошедшего времени мы разобрались.

Формы настоящего времени

Парадокс: основа настоящего времени нам здесь и не понадобится, сведения о ней нужны для упорядочивания алгоритма. А нужно нам здесь спряжение!

Само по себе спряжение – это просто совокупность грамматических словоформ глагола. 1 спряжение – совокупность на –Е-, -У/Ю (3 лицо мн.ч.), второе спряжение – на –И, и –А/Я.

Именно потому, что спряжение не имеет никакого грамматического смысла, правило так плохо усваивается.

алгоритм выполнения задания 15

  • Поставим глагол в инфинитив;
  • посмотрим на тематический суффикс (на тот, что ПЕРЕД формообразующим суффиксом);
  • если там И – то это второе спряжение, и все окончания этого глагола будут иметь букву И, в 3-м л. мн.ч. А/Я, суффикс действительных причастий – АЩ/ЯЩ, страдательных – ИМ;
  • если другие тематические суффиксы (грубо говоря, все остальные), то спряжение первое, и парадигма (совокупность форм) будет на букву Е, в 3-м л.мн.ч – УТ/ЮТ, суффикс действительных причастий –УЩ/ЮЩ, страдательных – ЕМ;
  • последний штрих: проверка исключений и учет нюансов. Напомню исключения из первого спряжения: гнать, дышать, смотреть, видеть, держать, слышать, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть. Нюанс: приставка ВЫ- переносит ударение на себя с окончания, но парадигма спряжения у таких глаголов остается прежней. Так, глагол лететь имеет ударное окончание и не нуждается в правиле определения спряжения, а вот глагол вылететь – нуждается, так как приставка «перетянула» на себя ударение, но по инфинитиву это глагол I спряжения! Но нет, все же признаки «родителя» он сохраняет, потому окончания у него все на И.

Теперь разберем задание:полезный совет

преобразу..мый

распущ..нный

засмотр..шься

сломл..нный

омыва..мый

Распущ..нный и сломл..нный – страдательные причастия прошедшего времени, спряжение определять не надо, образованы от глаголов распустить и сломать, основа инфинитива не на А/Я, пишем Е.

Преобразу..мый – страдательное причастие настоящего времени, от глагола преобразовать, 1 спряжения, не исключение, пишем Е.

Омываемый – страдательное причастие настоящего времени, от глагола омывать первого спряжения, не исключение, пишем Е.

Засмотр..шься – глагол в настоящем времени, инфинитив засмотреться, образован от исключения смотреть. Пишем И.

Ответ: засмотришься.

Совет! Важно прогнать по алгоритму ВСЕ слова, а не бросать задание после того, как вы нашли (или показалось, что нашли) ответ. Это ведь и правда может только показаться! Дойдите до конца, и все получится!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ