CqQRcNeHAv

Задание № 12 и 14: семь бед – один ответ!

ЗАПЯТЫЕ ПРИ ССП И СПППродолжаем работать над тестом ОГЭ, блоком пунктуации.

Вообще, пунктуация – вещь совсем несложная, надо просто уметь выделять правильно основу предложения (или частей сложного предложения) и считать.

Что вам понадобится для выполнения этих заданий? Повторюсь, умение выделять главные члены предложения, видеть границы частей и знать, что такое разные виды связи в сложных предложениях.

Начнем с последнего.

Виды связи в сложном предложении 

Сложное предложение состоит из нескольких частей, и они между собой связаны. Эта связь может быть бессоюзной, сочинительной и подчинительной.

  • Когда между частями нет союзов, то…. Правильно, бессоюзная.
  • Если союз сочинительный – сочинительная. Конечно, вид связи не определяется только по виду союза, еще и по соотношению частей. Так, при сочинительной связи части равноправны, и от одной к другой нельзя задать вопрос.
  • Подчинительная связь – это связь, при которой от одной части можно задать вопрос к другой, союзы подчинительные. Трудность в том, что в придаточной (той, к которой задается вопрос) сам союз может стоять где угодно: в начале предложения, в середине, а иногда даже в конце.

Первое, что вы должны повторить – это союзы.

виды союзовУбедитесь в том, что вы отличите сочинительный союз от подчинительного, в конце концов, от этого зависит, возьмете вы еще один балл или нет.

Перейдем к алгоритму.

Из демоверсии выписываем предложения и разбираем их:

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, (1)удостоверилась,(2)что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

Нам нужны цифры, которые обозначают запятые между частями предложения, связанные ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Приступим:

Центры предложений: они отдали, Анна Федоровна ощупала, удостоверилась, сложила и сказала; они подлинные, поставь. Второе предложение: задвинь, я слышала.

Читаем части полностью, расставляем запятые по границам частей, обозначаем цифрами границы. Вот так:

1Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась1,2  что они подлинные2, 1аккуратно сложила в шкатулку и сказала1: «3Поставь шкатулку на место3». Мы выяснили, что частей всего три. Посмотрим, чем они соединены. Первая и вторая соединены союзом что, он подчинительный, стало быть, связь подчинительная. Но! Вторая часть внутри первой, потому нам нужны обе цифры: 2,3. Первая и третья соединены как прямая речь, и нам это не надо.

Второе предложение:

1И задвинь ящик плотно1, 2чтобы я слышала2.

Части соединены союзом чтобы, и он тоже подчинительный.

Ответ: 2,3,5.

Задание № 14

Выписываем предложения на черновик или считаем прямо в тексте:

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. — (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии,

а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Из трех частей состоят 51 и 53 предложения. Их и можно выписать для верности.

В 51 предложении первая и вторая часть связаны сочинительным союзом  НО, вторая и третья – сочинительным союзом И.  Нам не подходит, связь-то одна и та же!

А вот в 53 первая часть связана со второй бессоюзной связью (знак тире), а вторая и третья – сочинительным союзом И.

Ответ: 53.

Вот такой способ решения. Поверьте, это просто!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика