CqQRcNeHAv

Задание № 7, или как важно говорить правильно!

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Чтобы вообще хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, надо вам, дорогие выпускники хорошо представлять себе, чего хотят от вас экзаменаторы и что проверяет каждое задание теста. А то скачиваем радостно демоверсию, а кодификатор (это и есть список проверяемых тем) игнорируем. Так и бредем в потемках незнамо куда… Нарешиваем десятки тестов, а зачем? Не проще ли пойти цивилизованным путем?

Пожалуйста, говорите по-русски!

Итак, задание № 7 проверяет нормы правильной речи.

В последнее время правильная речь не в почете, почему-то считается, что говорить и писать (а мы сегодня чаще пишем, чем говорим – о, спасибо тебе, великий и всемогущий Интернет!) можно абы как, все равно друг в соцсетях поймет!

Уверяю вас, это не так! Вообще, русский язык – самый важный предмет в школе.

НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКАПочему? Как говорил слоненок в известном мультфильме: «У меня есть мысль, и я ее думаю». А думаем на чем? Правильно, на языке (можете проверить). И чем меньше слов знаем, тем корявее мыслим и ограничиваем не только свой круг общения, но и свои возможности, ведь язык – это еще и способ преподнести себя.

Потому правильная и грамотная речь – средство вашей успешности в будущем.

Приступим…

Для вас есть две новости: хорошая и плохая.

Начнем с плохой. Чтобы получить пять баллов в задании № 7, материал нужно будет выучить. Только так, и никак иначе.

Зачем учить? Именно в этом задании логически ничего не просчитаешь. Русский язык – это стройная красивая система, и кое-что можно просто высчитать по алгоритму, но все же она создана людьми, и есть в системе вещи, которые в логику не укладываются. Исключения из правил, например. И на законный вопрос «Почему?» ответ будет: «Потому». Учить — и все.

Хорошая новость – у вас на это не уйдет много времени. От силы часа 2.

алгоритм выполнения задания 15

Представим, что материал выучен, все виды ошибок вы знаете. Тогда порядок действия таков: смотрим на задание, опознаем грамматическое явление и ошибку, порывшись в памяти (для того и надо тупо учить) и решаем задачу.

Что учить?

Очень внимательно прочитайте этот раздел! Здесь я расскажу, что учить и как оптимизировать этот процесс, то есть не учить лишнее.

В этом задании предлагается соотнести предложения с грамматическими ошибками и тип ошибки, то есть организаторы экзамена хотят, чтобы вы не просто «чуяли» оплошность, но и понимали, что здесь неправильно, и, как следствие, ее исправляли.

Тип ошибки № 1.

Употребление деепричастного и причастного оборотов. Это одна из самых распространенных ошибок.

Как узнать причастие и деепричастие? По суффиксу: у причастий это –ущ\ющ-, -ащ\ящ-,вш-, -ш-, ем\им-, -нн-, -енн-, -т-, у деепричастия – -в-, -вши-, а\я.

Так что если увидели слова с таким суффиксом – смело выбирайте тип ошибки «неправильное построение предложения с деепричастным оборотом» или «неправильное употребление причастного оборота».

Что неправильно?  В случае с деепричастием самая распространенная ошибка – разные субъекты действия. Деепричастие обозначает добавочное действие, его не может выполнять другой субъект!

ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

А то получится как у Чехова в «Жалобной книге»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа». В демоверсии такая ошибка – вариант А: «Получив начальное образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус». Образование получал Радищев, а зачисляли другие.

Ошибки в употреблении причастного оборота связаны с отсутствием согласования в падежах между причастием и определяемым словом. Тут все просто: надо найти это слово и просто задать вопрос. Какое окончание будет у вопроса – такое и должно быть у причастия.

В демоверсии: «Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе». Одному из героев (какому?), ищущему

Причастный оборот может стоять не на своем месте. Такие случаи легко опознаются всеми, независимо от владения речью: слишком уж корявым выглядит предложение. Вот пример из одного тренировочного варианта: «Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от зерен, когда появятся в поле комбайны». Нелепо, правда?

Подытожим: находите причастие или деепричастие по суффиксам, задаете вопрос (у причастий) или смотрите на субъект — действующее лицо у деепричастий. Выучить нужно суффиксы и потренироваться в нахождении этих особых форм глагола.

Тип ошибки № 2

Настоящий бич современных носителей языка – употребление производных предлогов (тех, что раньше были самостоятельными частями речи). Чаще всего это ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ и некоторые другие. Трудность составляет и предлог ПО во временном значении.

Здесь учить придется все.

Итак, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО употребляются с ДАТЕЛЬНЫМ падежом! Благодаря чему, вопреки чему, согласно чему – только так!

ПРЕДЛОГИ

Предлог ПО во временном значении употребляется с предложным падежом! По приездЕ в город, по прибытиИ на съезд…

В демоверсии это «Благодаря повышения (надо «повышению») уровня сервиса…»

Алгоритм: опознали предлог, проверили падеж, поставили галочку.

Тип ошибки № 3

Нарушение связи подлежащего со сказуемым чаще всего встречается в сложном предложении, где подлежащее выражено местоимением. Например: все, кто хочет успешно сдать экзамен, должны к нему готовиться.

Здесь достаточно будет проверить,  в каком числе употреблены подлежащие и сказуемые: КТО сочетается с глаголом в ЕДИНСТВЕННОМ числе, а ВСЕ, ТЕ – с глаголом во МНОЖЕСТВЕННОМ.

Из демоверсии: «Все, кто читал (правильно) «Бориса Годунова», помнит (неправильно! Надо «помнят») бродягу Варлаама».

Тип ошибки № 4

Нарушения в построении предложения с несогласованным приложением. Напомню, приложение – это определение, выраженное существительным, и одно из его видов – название, имя собственное. Газета «Правда», спектакль «Горе от ума», отель «Ореанда» и так далее.

Несогласованное приложение НЕ СКЛОНЯЕТСЯ, если при нем употреблено и определяемое существительное. Нельзя сказать «в отеле «Хилтоне» или читаю газету «Правду». Правильно: живу в отеле «Ореанда», или живу в «Ореанде» (без определяемого существительного).

Найдите среди предложенных предложений то, в котором есть несогласованное приложение и проверьте падежи.

В демоверсии: «Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С.Лихачев в книге «Письмах (надо «письма») о добром и прекрасном».

Тип ошибки № 5

Ошибка в построении предложения с однородными членами. В демоверсии такого примера нет, но это совсем не значит, что на экзамене его не будет.

Прежде всего надо найти предложение с однородными членами (чаще всего в экзамене встречаются однородные сказуемые). Например, «все любят и заботятся о природе». Где ошибка?  Да, любят природу и заботятся о ней. В один ряд поставлены глаголы, требующие употребления разных падежей существительных.

Второй  случай неправильного употребления однородных членов связан с союзами. Например, «коты не только любят рыбу, но и сухой корм». Правильно: «Коты любят не только рыбу, но и сухой корм».

Итак, алгоритм: находим предложение с однородными членами и проверяем союзы или управление падежами.

Тип ошибки № 6

Косвенная и прямая речь… Все чаще и чаще их неправильно употребляют.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Чтобы правильно передать речь другого субъекта, можно воспользоваться и тем, и другим способом, нельзя только их путать.

Так, в прямой речи не употребляем союз ЧТО: «Он сказал, что «приду в пять». Правильно: «Он сказал, что придет в пять». Или «Он сказал: «Приду в пять».

В первом случае косвенная речь, во втором – прямая.

Действия: находим предложение с передачей слов другого человека и проверяем или первый, или второй вариант.

Вот, собственно, и все о задании № 7.

Теперь дело за вами, думаю, 2 часа времени у вас найдется?  Можно приступать прямо сейчас!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика