CqQRcNeHAv

Задание 7 в ЕГЭ по русскому языку 2016: не радующее глаз разнообразие

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫСедьмое задание по сравнению с аналогичным в ЕГЭ прежних лет значительно переработано. Теперь за него можно получить 5 баллов, хотя и потрудиться придется. Однако это лучше, чем один.

Суть задания заключается в следующем. В левом столбике предложены названия возможных грамматических ошибок (их 5), а в правом – предложения. Всего их 9, но только 5 из них содержат ошибки, соответствующие списку левого столбика. Необходимо найти их и вписать номера в окошке для ответа.

Будь бдителен!

Первое, от чего следует себя обезопасить, так это от невнимательности. Порядок записи цифр в ответе ИМЕЕТ значение. Это значит, что если ошибка под пунктом А допущена в предложении 2, а ошибка под пунктом Б – в предложении 1, то и в ответе у вас должно быть 21, а не 12. Особенно важно это в том случае, если один (или больше) из ответов вам найти не удалось. Тогда надо не ошибиться и известный вам ответ вписать в нужное поле. Нередко школьники ошибаются и записывают ответы подряд, без пропуска окошка для ненайденного пункта, потом так же переписывают в бланк, в результате все они оказываются неверными.

Допустим, вы знаете, что А – это 1, Б – это 2, В и Д вы не нашли, Г – это 3. Правильно записан этот ответ:

А Б В Г Д
1 2   3  

И неправильно – этот:

А Б В Г Д
1 2 3  

(Только так тоже лучше не делать, а пустые окошечки занять хоть какими-нибудь цифрами – вдруг отгадаете?) При том, что это, вроде бы, всем ясно, по невнимательности бывают досадные ошибки, приводящие к потере балла.

Какие виды ошибок рассматриваются в задании

Грамматические ошибки – это не орфографические, как многие уверены. Это ошибки в структуре словосочетания или предложения, нарушение синтаксических или морфологических норм. Строго говоря, в учебниках имеются указания на возможные ошибки по каждой конкретной теме, так что материал не является для вас принципиально новым.

Видов грамматических ошибок огромное множество. В рамках этой статьи мы сумеем разобрать лишь некоторые из них, главным образом те, которые связаны с построением предложения, а кое-что оставим до другого раза.

1.Неправильное присоединение причастного оборота

На самом деле здесь возможны две ошибки: причастный оборот не в том падеже или не на том месте.

Чтобы правильно написать окончание причастия, надо поставить к нему вопрос, но не так, вообще, а именно от того слова, к которому причастие относится.

Приведем пример. В дом тети Клавы, построенной из мореного дуба, мы приехали лишь к вечеру. В данном примере причастный оборот стоит не в той форме, ведь из дуба был дом, а не тетя Клава. В дом какой? построенный. Именно так и должно быть в предложении.

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот. Например, В построенный дом из мореного дуба мы приехали лишь к вечеру. Причастный оборот здесь «построенный из мореного дуба», а слово «дом» определяемое. Оно может стоять перед или после оборота, но ни в коем случае не внутри.

2. Неправильное присоединение деепричастного оборота

Деепричастие, как мы помним, обозначает дополнительное действие. Это то действие, которое совершается подлежащим, как и действие, названное сказуемым. Обычно правильное деепричастие можно преобразовать в однородное сказуемое. Пример: Мальчик шел, весело насвистывая. = Мальчик шел и весело насвистывал.

Все остальные варианты присоединения деепричастного оборота ошибочны. Отчасти допустимо использование деепричастия в односоставном предложении, но такое едва ли встретится в задании 7.

Пример ошибок: Издавая громкое мяуканье, спасатели пытались снять кошку с карниза. Прочитав роман, мне понравилась Маша Миронова. Выйдя на прогулку, было уже темно. Проверяем: в первом предложении подлежащее «спасатели» — это они мяукали? Нет, значит, предложение составлено с ошибкой. Правильно «Спасатели пытались снять с карниза кошку, которая издавала громкое мяуканье». Аналогично следует проверить и остальные предложения – в них тоже есть ошибки.

3. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое связаны предикативной (двусторонней) связью и должны быть согласованы. Например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое тоже. Обычно это правило не представляет сложности. Некоторые трудности возникают, если подлежащее выражено сочетанием слов или отделяется от сказуемого придаточным предложением. Правило от этого не меняется, но ошибки все равно бывают. Приведем примеры предложений с ошибками.

Команда «Орлята» пошли на новое испытание. – Должно быть «команда пошла».

Все, кто пришел на праздник, получил подарки. Все, кто пришли на праздник, получили подарки. – Грамматические основы «все получили» и «кто пришел», то есть должно быть «Все, кто пришел на праздник, получили подарки».

4. Неправильное присоединение несогласованного приложения.

Эта ошибка обычно вполне очевидная, но не все знают, что она так называется. Несогласованное приложение – это, как правило, название книги, газеты, фильма и т.п. Оно не склоняется при изменении определяемого слова. Ошибки такого рода: В газете «Российском спорте» печатают интересные заметки. Надо: В газете «Российский спорт» печатают интересные заметки.

5. Нарушение порядка слов в предложении

Считается, что в русском языке порядок слов свободный, и это во многом правильно. Исключение составляет лишь несколько случаев. Например, если в предложении есть подлежащее и прямое дополнение, выраженные словами, у которых совпадают формы именительного и винительного падежа, принято, во избежание двусмысленности, ставить подлежащее на первое место, а дополнение – на третье. Пример неправильного построения: Деревья гнули порывы ветра.

Однако чаще ошибка заключается в том, что тесно связанные по смыслу слова разрываются другими. Именно такие примеры, вероятнее всего, вы и встретите. Писатель ставит важную проблему в наше время. На самом деле речь идет не о проблеме в наше время, а о важной в наше время проблеме, так и следовало написать.

Сюда же относится и ошибочное положение составного союза: Я не только читаю стихи, но и прозу. Надо: Я читаю не только стихи, но и прозу. Или уж тогда: Я не только читаю стихи, но и пишу.

В другой раз мы рассмотрим такие варианты ошибок, как неправильное построение сложного предложения, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в предложениях с однородными членами (нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, ошибки в управлении одного из однородных сказуемых), а также вспомним сложные случаи употребления существительных с предлогами.

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика