CqQRcNeHAv

Задание № 8 и 11: кто в доме хозяин?

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВАКонечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас – высокий балл, а не что-либо другое.

Но!

Как бы тщательно вы ни разбирали задания, сколько бы ни решали тестов, без некоторых общих умений не обойтись. Я имею в виду умение находить главные члены предложения. Задания № 8 и 11 и проверяют этот необходимый навык.

От этого зависит очень многое. Например, верное выполнение заданий на пунктуацию и не менее важная проверка задания № 15. И в самом деле, зачем плодить ошибки и снижать свой балл?

Потому научимся находить главные члены предложения!

передача мыслиКак происходит передача информации в речи?

Информация передается в речи на уровне предложения и текста.

Есть такая известная фраза (не знаю, кому она принадлежит, потому авторство не указываю): зеленые идеи яростно спят.

Это предложение? Кто-то ответит: «Да, потому что есть главные члены предложения». Но все же, это не предложение, потому что сказанное – полный бред. Вся фраза – «сочетание несочетаемого», не несет никакой информации и предложением считаться не может.

Зачем это вам? Да затем, чтобы вы четко определяли, сколько в предложении информации, сообщается один факт, два, несколько и так дальше.

Попробуем?

Идет дождь. Факт? Конечно.

Идет дождь, и на улице неуютно. Сколько фактов? Два. Значит, предложение сложное и нужна запятая, как минимум.

Усложним задачу. Я ухожу и вернусь не скоро.  Один факт, хотя сказуемых два. Это однородные члены предложения.

Я ухожу и не знаю, когда вернусь. А здесь сколько сообщений? Два: сейчас не знаю, а вернусь когда-нибудь потом. Предложение сложное, перед когда нужна запятая.

И еще одно важное замечание: надо отличать вводное слово от сложного предложения! Сравните два высказывания:

Казалось, река совсем замерзла.

Казалось, что река совсем замерзла.

В первом случае слово казалось выражает отношение говорящего к тому, что он сообщает, а во втором является полноценным сообщением, и предложение сложное. Подсказка: во втором случае есть союз ЧТО!

Игры разума, или путаница с подлежащим

основная мысль в предложенииВсем известно, что подлежащее отвечает на вопрос КТО? ЧТО?, обозначает субъект действия и является главным членом предложения.

И все же, есть тут сложности. Сравните:

Мне нравятся книги.

Я люблю читать книги.

И где здесь субъект действия? Вот то-то же…

Книги в первом случае – подлежащее, во втором случае – дополнение.

Итак, запоминаем, что подлежащее может быть ТОЛЬКО в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже!

Некоторые вещи надо запомнить. Я говорю о тех случаях, когда подлежащее выражено словосочетанием. Просто выучите и немного потренируйтесь.

  • Словосочетание, выраженное именем со значением количества и существительное (местоимение): несколько человек, пять книг, собак с полсотни.
  • Словосочетания со значением включения – исключения с предлогами ИЗ, С: мы с тобой, любой из нас.
  • Словосочетание с предлогом С при условии, что сказуемое выражено глаголом во множественном числе: жили-были СТАРИК СО СТАРУХОЙ.
  • Словосочетание фразеологического типа: Новый год, дом отдыха, Черное море.

Вот и все о подлежащем. Переходим к сказуемому.

Сказуемое: скажи мне, кто ты…

Сказуемое – второй главный член предложения, согласованный с подлежащим. Может быть вообще только сказуемое, и тогда предложение будет односоставным.

Сложности со сказуемым могут быть в том случае, если оно выражено не одним словом, а несколькими. А чтобы это определить, нужно знать его типы.

Приступим. Для начала разберемся, что вообще означает сказуемое.

Сравните.

Был ясный зимний день.

День был ясный, зимний.

В первом случае что сообщается? Что день просто БЫЛ. Простое глагольное сказуемое.

Во втором сообщается, что день ясный, зимний. И?… конечно, сказуемое БЫЛ ЯСНЫЙ, ЗИМНИЙ.

Иными словами, нужно всегда смотреть, КАКУЮ информацию несет сказуемое, и очень важно «доставать» ее полностью.

По опыту знаю, что со сказуемыми часто возникает путаница, то «лишние слова» в него вотрутся, то, наоборот, не все заметишь. Чтобы такого не произошло, думайте, что сообщается, и помните, что кроме того, о чем пойдет речь ниже, в состав сказуемого не входит.виды сказуемыхПро простое глагольное говорить не буду, все просто – увидели одинокий глагол: это сказуемое, и не надо ничего лишнего искать. А вот на составных сказуемых остановлюсь подробнее.

Их два: составное глагольное и составное именное.

Составное глагольное

Состоит из инфинитива (несет основное лексическое значение) и вспомогательного глагола. Так вот, все вспомогательные глаголы (слова) делятся на три группы, и других НЕТ! Это

  • глаголы со значением фазы (этапа) действия: начать, продолжить, закончить;
  • модальные глаголы и глаголы мысли, чувства: решить, мочь, хотеть, бояться, думать и т.д;
  • краткие прилагательные с модальным значением и категории состояния: способен, согласен, должен, готов, надо, можно, нельзя и т.д. В этом случае в состав сказуемого может еще входить глагол БЫТЬ в прошедшем времени. Я был не способен еще куда-нибудь идти.

Попробуем:

По утрам я мог ловить рыбу и гулять сколько вздумается.

По утрам я шел ловить рыбу и гулять сколько вздумается.

И где сказуемые?

В первом случае – мог ловить и гулять (модальный глагол + инфинитив), во втором – простое глагольное шел, так как этот глагол в группы вспомогательных не входит!!!

Еще: я велел всем собираться. Где сказуемое? Правильно, велел, так как велел я, а собираться должны другие.

Алгоритм действия:

  1. Нашли инфинитив.
  2. Проверили вспомогательный глагол (по группам).
  3. Посмотрели, один субъект выполняет действие, или глагол и инфинитив относятся к разным субъектам.

Составное именное сказуемое

Условимся: все, что не глагол, то имя. Даже причастие (напомню: именная форма глагола).

Потому, если вы видите, что вторая часть сказуемого выражена всем, кроме глагола – смело выписывайте эти слова!

Сложности могут подстерегать в определении полного состава сказуемого и некоторых случаев.

Что я имею в виду? А вот что.

Русский человек немного ленив. Это факт. И вот в языке нам лениво вставлять в предложение связку, как, например, англичанам. Они говорят: я есть ученик. Русский скажет: я ученик, и ничего больше. А вот в прошедшем времени: я был учеником, в будущем: я буду учеником. И связка появляется! Она указывает только на время действия и входит в состав сказуемого. Вот поэтому сказуемое называется составным именным, а простого именного не бывает.

Вторая сложность составных именных сказуемых – случаи, в которых связка выражена глаголом со значением состояния или движения. Судите сами:

Счастливые и довольные, мы пришли домой.

Мы пришли домой счастливые и довольные.

В первом случае основная информация – пришли. А во втором? Правильно, были счастливы и довольны. Потому и сказуемое: пришли счастливые и довольные.

грамматическая основаТеперь обратимся к демоверсии:

22 предложение, из которого надо выписать грамматическую основу.

Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Это одно слово: создают. Подлежащего нет, составного сказуемого тоже.

В задании 11 надо посчитать количество основ. Решаем так же, как и 8 задание, только потом еще их считаем.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Считаем: Анна Федотовна прикрыла, прислушалась, душа молчала, голос не звучал. Всего три.

Как это может понадобиться при проверке заданий № 1 и 15? А просто найдите во всех предложениях центры, прочитайте части полностью, проверьте, все ли запятые по границам частей сложного предложения поставили. Вам ведь балл не лишний?

Не забывайте, что демоверсия всегда чуть проще, чем сам экзамен, потому готовьтесь, опираясь на материал статьи, обращая внимания на сложные случаи.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика