CqQRcNeHAv

Задания 9 и 16: знание литературного контекста [ЕГЭ по литературе]

сопоставление егэ по литературе

Сколько копий было сломано по поводу ЕГЭ по литературе! Что проверять, как проверять, можно ли вообще проверять знание литературы в виде какого-то теста? В общем, ученые мужи дружно сказали свое решительное «нет» ЕГЭ, но он существует, и надо признать, что составлен весьма и весьма грамотно. Так, выпускник должен не только понимать произведения, но и обладать общим представлением о литературном процессе.

Одними из заданий, проверяющих знание литературы в контексте, широту взгляда выпускника на круг произведений не только из школьной программы, являются задания на сопоставление: 9 и 16.

Как оно формулируется?

В первом и втором блоке даны фрагменты из эпического или драматического произведения и стихотворение поэта, где поднимается определенная проблема, употреблен определённый художественный прием или есть мотив. В заданиях 8 и 15 выпускники должны показать и понимание проблемы, виденье её решения автором, и навыки анализа текста (другими словами, о чем и как это сделано). А вот в 9 и 16 выпускник должен назвать произведения с той же проблемой, и показать, в чем сходство, а в чем различие взглядов писателей.

Например, дан фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», одна из первых сцен, где намечается конфликт между старшими Кирсановыми и Базаровым. А в 9 задании вопрос: «В каких еще произведениях поднимается проблема отцов и детей и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?».

В втором блоке помещено стихотворение А.А. Блока «Россия», в задании 16 так сформулирован вопрос: «В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А.А. Блока?».

Как задание оценивается?

Максимальный балл за задание, который вы можете получить, — 3. Для этого вы должны сопоставить с данным произведением еще 2 эпических или драматических, если речь идет о 9 задании, или 2 лирических, если это задание 16. Не забудьте, что вы сдаете литературу, и должны владеть литературоведческим понятийным аппаратом.

Если произведение одно, то баллов 2. Такая вот закономерность.

Конечно, если вы просто приведете название двух произведений, то никаких баллов не получите. Ответ должен

  • Коротко, но максимально точно раскрывать проблему (показывать использование приема, указывать на смысл мотива);
  • Демонстрировать аргументы, раскрывать позицию: выберите два произведения и кратко, но опять точно сформулируйте тезисы о сходстве позиций или их различии.

На последнем этапе поработайте со стилем текста: уберите все лишнее, оставьте самое главное, потому что ответ должен содержать 5-10 предложений.

Собственно об ответе

В литературе поднимаются важные проблемы, которые касаются самых главных вопросов и ценностей человека. Поэтому круг проблем в общем ограничен.

Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, всегда начинайте с выделения проблемы: задайте себе вопрос: о чем хочет поговорить со своим читателем писатель? О любви, о жизни и смерти, о нравственных ценностях и так дальше. Вы увидите, что проблемы повторяются. И сделайте для себя такую шпаргалку-список, например: тема Родины: Лермонтов – Ахматова – Есенин – Блок. Лермонтов признавался в любви к народной, крестьянской России (поэт-дворянин!), считал, что любовь к Родине нельзя внушить, вложить в человека; в этом Лермонтов похож на Есенина, для которого любовь к родной природе равна любви к крестьянской Руси. Солидарна с ними Анна Ахматова («Родная земля»). Она считает, что любовь к Родине – это любовь к родной земле, где ты живешь, страдаешь, болеешь, но рано или поздно «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Блок осмысливал исторические пути России и считал себя ее защитником, его любовь к Родине равна любви к женщине, и это его особенный взгляд.

Если такую шпаргалку сделаете по разным, но часто встречающимся в творчестве писателей и поэтов проблемам, то и отвечать на вопрос будет легче.

Так, это может быть проблема творчества, любви, взросления человека, природы, любви к женщине, патриотизма, нравственного выбора, милосердия, поиска смысла жизни, конфликта поколений, дружбы.

Пример выполнения задания

Приведем пример выполнения задания. Итак, вопрос сформулирован так: «В каких еще произведениях поднимается проблема отцов и детей и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?».

Проблему отцов и детей не зря называют вечной: очень многие русские писатели поднимали этот вопрос в своих произведениях. И.С. Тургенев показал непримиримые противоречия во взглядах своих героев – Павла Кирсанова и Евгения Базарова. Базаров имеет прогрессивные взгляды, но его максимализм неприемлем, ведь жизнь шире всяких теорий, так считает автор.

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» тоже касается разногласий между отцами и детьми, и Чацкий так же не приемлет взглядов Фамусова на жизнь и принципы «века минувшего». но в отличие от Базарова, Чацкий не побежден, а конфликт вечен. 

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает разные семьи: там, где семья настоящая, где родителей и детей связывают любовь и взаимное уважение, там проблема отцов и детей сглаживается, решается без потерь и противоречий, как в семье Болконских или Ростовых.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика