CqQRcNeHAv

Задания 9 и 16: знание литературного контекста [ЕГЭ по литературе]

сопоставление егэ по литературе

Сколько копий было сломано по поводу ЕГЭ по литературе! Что проверять, как проверять, можно ли вообще проверять знание литературы в виде какого-то теста? В общем, ученые мужи дружно сказали свое решительное «нет» ЕГЭ, но он существует, и надо признать, что составлен весьма и весьма грамотно. Так, выпускник должен не только понимать произведения, но и обладать общим представлением о литературном процессе.

Одними из заданий, проверяющих знание литературы в контексте, широту взгляда выпускника на круг произведений не только из школьной программы, являются задания на сопоставление: 9 и 16.

Как оно формулируется?

В первом и втором блоке даны фрагменты из эпического или драматического произведения и стихотворение поэта, где поднимается определенная проблема, употреблен определённый художественный прием или есть мотив. В заданиях 8 и 15 выпускники должны показать и понимание проблемы, виденье её решения автором, и навыки анализа текста (другими словами, о чем и как это сделано). А вот в 9 и 16 выпускник должен назвать произведения с той же проблемой, и показать, в чем сходство, а в чем различие взглядов писателей.

Например, дан фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», одна из первых сцен, где намечается конфликт между старшими Кирсановыми и Базаровым. А в 9 задании вопрос: «В каких еще произведениях поднимается проблема отцов и детей и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?».

В втором блоке помещено стихотворение А.А. Блока «Россия», в задании 16 так сформулирован вопрос: «В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А.А. Блока?».

Как задание оценивается?

Максимальный балл за задание, который вы можете получить, — 3. Для этого вы должны сопоставить с данным произведением еще 2 эпических или драматических, если речь идет о 9 задании, или 2 лирических, если это задание 16. Не забудьте, что вы сдаете литературу, и должны владеть литературоведческим понятийным аппаратом.

Если произведение одно, то баллов 2. Такая вот закономерность.

Конечно, если вы просто приведете название двух произведений, то никаких баллов не получите. Ответ должен

  • Коротко, но максимально точно раскрывать проблему (показывать использование приема, указывать на смысл мотива);
  • Демонстрировать аргументы, раскрывать позицию: выберите два произведения и кратко, но опять точно сформулируйте тезисы о сходстве позиций или их различии.

На последнем этапе поработайте со стилем текста: уберите все лишнее, оставьте самое главное, потому что ответ должен содержать 5-10 предложений.

Собственно об ответе

В литературе поднимаются важные проблемы, которые касаются самых главных вопросов и ценностей человека. Поэтому круг проблем в общем ограничен.

Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, всегда начинайте с выделения проблемы: задайте себе вопрос: о чем хочет поговорить со своим читателем писатель? О любви, о жизни и смерти, о нравственных ценностях и так дальше. Вы увидите, что проблемы повторяются. И сделайте для себя такую шпаргалку-список, например: тема Родины: Лермонтов – Ахматова – Есенин – Блок. Лермонтов признавался в любви к народной, крестьянской России (поэт-дворянин!), считал, что любовь к Родине нельзя внушить, вложить в человека; в этом Лермонтов похож на Есенина, для которого любовь к родной природе равна любви к крестьянской Руси. Солидарна с ними Анна Ахматова («Родная земля»). Она считает, что любовь к Родине – это любовь к родной земле, где ты живешь, страдаешь, болеешь, но рано или поздно «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Блок осмысливал исторические пути России и считал себя ее защитником, его любовь к Родине равна любви к женщине, и это его особенный взгляд.

Если такую шпаргалку сделаете по разным, но часто встречающимся в творчестве писателей и поэтов проблемам, то и отвечать на вопрос будет легче.

Так, это может быть проблема творчества, любви, взросления человека, природы, любви к женщине, патриотизма, нравственного выбора, милосердия, поиска смысла жизни, конфликта поколений, дружбы.

Пример выполнения задания

Приведем пример выполнения задания. Итак, вопрос сформулирован так: «В каких еще произведениях поднимается проблема отцов и детей и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?».

Проблему отцов и детей не зря называют вечной: очень многие русские писатели поднимали этот вопрос в своих произведениях. И.С. Тургенев показал непримиримые противоречия во взглядах своих героев – Павла Кирсанова и Евгения Базарова. Базаров имеет прогрессивные взгляды, но его максимализм неприемлем, ведь жизнь шире всяких теорий, так считает автор.

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» тоже касается разногласий между отцами и детьми, и Чацкий так же не приемлет взглядов Фамусова на жизнь и принципы «века минувшего». но в отличие от Базарова, Чацкий не побежден, а конфликт вечен. 

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает разные семьи: там, где семья настоящая, где родителей и детей связывают любовь и взаимное уважение, там проблема отцов и детей сглаживается, решается без потерь и противоречий, как в семье Болконских или Ростовых.

Успеха!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Яндекс.Метрика